Фермеры Татарстана забили тревогу. С начала весны закупочные цены на молоко резко упали, и к лету над многими частными хозяйствами нависла угроза разорения. Ассоциация фермеров и крестьянских подворий республики от безысходности даже опубликовала в СМИ открытое письмо с призывом о помощи. А между тем, на многих крупных складах Татарстана наблюдается избыток коровьего масла, сыров и сухого молока. Оказывается, в этом году из Белоруссии и Украины в Россию было ввезено вдвое больше сухого молока, чем за шесть месяцев прошлого года.
Открытое письмо Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана
Мы, крестьяне Республики Татарстан, обращаемся с открытым письмом с воззванием к ответственным лицам Республики Татарстан о недопустимости снижения закупочных цен на молоко. Мы сделали и делаем все возможное в обеспечении горожан продуктами питания – молоком, хлебом, мясом, картофелем, овощами и так далее. По сей день, мы верим в то, что государство в столь сложный период будет поддерживать сельчан в его праве на достойную жизнь и сбыт произведенной продукции.
Читать далее
Разумеется, последствия этого коснулись и нашей республики. Возникает вопрос: является ли это результатом чьих-то непродуманных действий, крайне губительных для производителей, или кто-то проводит выгодную для себя экономическую политику? И самое главное – что будут делать власти для того, чтобы татарстанцы, как и прежде, могли пить свежее молоко местного производства, а не «прикидывающуюся» натуральным продуктом порошковую смесь.
«Закупочная цена на коровье молоко упала вдвое, – рассказал 116.ru председатель правления кооператива «Ватан» Замир Гемранов. – Если зимой молоко у нас покупали по 11,5-12,5 рубля, то сейчас за литр готовы платить не больше шести рублей 50 копеек. Это не связано с сезонным ростом надоев в хозяйствах. Он приходится на май-июнь, а цены упали еще 25 марта. Причем, сразу в два раза. Обычно в это время закупочная стоимость литра молока падает всего на два-три рубля. Мне кажется, что это ценовой сговор монополистов. Ведь если бы был переизбыток молока на рынке, тогда бы и цены в магазинах упали. На месте потребителя я бы вообще отказался покупать продукт, сделанный на основе молочного порошка. При обработке он теряет все полезные свойства.
Если закупочные цены продержатся на таком же низком уровне месяца полтора-два, крестьяне будут пускать коров под нож. Нужно чем-то расплачиваться за взятые кредиты. И если начнутся подобные необратимые последствия, у людей пропадет доверие к властям. Тогда уже обратно в подобный бизнес их не заманишь ни большими субсидиями, ни кредитами с низкой процентной ставкой. И какие могут быть после этого разговоры о национальном проекте развития аграрно-промышленного комплекса».
По словам Гемранова, за последние три месяца фермеры и частные подворья только одного из районов республики – Пестречинского – потеряли около трех миллионов рублей. А если учитывать, что многие брали кредит на расширение своих животноводческих хозяйств, ситуация вообще выглядит плачевной.
«Опять во всем виноваты производители! Произошел бесконтрольный ввоз дешевой продовольственной продукции, – заявил 116.ru заместитель генерального директора ОАО «Вамин-Татарстан» Зуфар Рашидов. – Государство перед выборами решило обеспечить население дешевым импортным сыром, маслом и сухим молоком. Даже на бирже закупочные цены упали в два раза. Если зимой килограмм сухого молока стоил 120 рублей, то сейчас его цена в районе 65 рублей. То же самое и с сыром. Со 180 рублей за килограмм цена упала до 115».
Как уверяет «Вамин», на его производстве не используется сухое молоко. Почему, в таком случае, стоимость обычного молока не снижается в магазинах, раз упала закупочная цена? На предприятии свои экономические выкладки. В месяц «Вамину» необходимо около 60-70 тысяч тонн молока. Из них в продажу в виде самого продукта поступает около 13 тысяч тонн. Все остальное сырье расходится на производство различной продукции, в том числе и сыров, оптовые цены на которые сегодня довольно низки.
Получается, что высокими ценами на молоко производитель компенсирует собственные убытки. Выход из сложившейся на рынке ситуации производители видят в более продуманной закупочной политике правительства. Аргументы таковы: в России дефицит молока составляет 25%, и нужно импортировать не больше собственной потребности, иначе дешевая продукция из Украины и Белоруссии может принести урон как сельскому хозяйству, так и местным производителям.
«Мне не понятно, как можно вкладывать большие деньги в действительно полезный нацпроект развития АПК и одновременно увеличивать импорт? – согласился начальник отдела развития продовольственного рынка Минсельхозпрода РТ Ильяз Газинуров. – Может быть, нужно увеличить таможенные пошлины на ввоз порошкового молока, или еще каким-то образом ограничить ввоз дешевой продовольственной продукции? Возможно, тогда производителей обяжут писать на пачках «молочный напиток». Покупатель сам сделает свой выбор. Всё сейчас зависит от правительства Российской Федерации».
Таким образом местные власти пытаются откреститься от решения проблемы на местах, кивая в сторону Москвы. А фермеры тем временем пассивно ждут помощи, всю свою энергию направляя разве что на жалобы. Самое печальное, что эта ситуация отразится на непосредственных потребителях. Если традиционно сельскохозяйственный регион не справится с этой проблемой, свежее молоко местного производства может вообще исчезнуть с прилавков.
Фото: Коллаж Ирины ПЕТРОВОЙ