10 июня с молотка уйдет дом-музей графа Льва Толстого. Несмотря на то, что здание считается памятником республиканского значения, денег на его реконструкцию в бюджете Татарстана не нашлось. Не нашлось и благодетеля, который согласился бы оплатить реставрационные работы. Тщетно минкульт республики искал спонсора – желающих не выстроились в очередь. Видимо, обеднела земля татарстанская, несмотря на то, что по отчету налоговых органов в республике проживают семь миллиардеров и девять тысяч миллионеров.
Немногие города в России могут похвастаться тем, что в них жил и творил великий русский классик. Вряд ли даже самим казанцам известно, что в 1846 году писатель вместе с братьями Сергеем и Дмитрием занял во флигеле двухэтажного особняка на Дзержинского 11/2 шесть комнат. Это была последняя съемная квартира Толстого в Казани. Ныне дом вместе с флигелем представляет собой унылое зрелище. Предполагалось, что после реставрации в нем откроется музей памяти великого творца. Разумеется, после того, как он перейдет в чужие руки, особняк будет выполнять совсем другие функции – из него будут извлекать экономическую выгоду. Проще говоря, сдадут в аренду под чей-нибудь бизнес.
«Толстой жил во флигеле, который не только является памятником республиканского значения, но и имеет огромную ценность, давая представление о том, какой была архитектура Казани. Уникальному зданию 300 лет, оно старше всех окружающих домов и относится еще к дорегулярной застройке Казани. Вдоль флигеля шла средневековая улочка. Это доказало исследование, проведенное главным архитектором проектов Казгражданпроекта Сергеем Саначиным.
Флигель был передан нацмузею. Предполагалось, что он будет отреставрирован за счет средств министерства культуры, однако сделано это не было. Некоторое время назад крупные строительные компании, ведущие застройку центра, вышли с предложением снять этот дом с госохраны и снести, однако оно было отвергнуто. Тогда они выразили желание взять флигель на реконструкцию и реставрацию. Точную сумму работ я не назову, но могу сказать, что это гораздо дороже, чем воссоздать дом заново», – заявила начальник отдела охраны памятников управления архитектуры и градостроительства мэрии Казани Ольга Аксентьева.
Получается, что будущий хозяин дома определен, и торги – просто формальность. Почему так привлекателен этот объект для застройщиков, если снести его нельзя? Земля в центре Казани стоит немало. Очень заманчиво будет построить на месте полуразваленного дома современное офисное здание в десяток-другой этажей. Правила аукциона, конечно, предполагают обременение для нового владельца – обязательную реставрацию за свои деньги под зорким оком минкульта. Но кто докажет что-либо потом, если здание «случайно» сгорит?
«Любое здание в Казани заслуживает, чтобы его сохранили. Мне известно, что министерство культуры, не имея собственных средств, очень долго искало инвестора. Мы должны приложить все усилия, чтобы дом не попал в нечистые руки. Со своей стороны мы готовы предоставить все нормы и рекомендации для его реконструкции. Нельзя сказать, что передача в частную собственность – это плохо. В мировой практике есть опыт, что исторические памятники не обязательно находятся в ведении мэрии или правительства. Другое дело, что нужен жесткий контроль за собственником», – считает советник мэра Казани по архитектуре Татьяна Прокофьева.
Получается, что в помещении, которое представляет огромную ценность не только как место жительства великого писателя, но и как пример древней архитектуры, теперь будут жужжать ксероксы и дребезжать телефоны. Все же лучше, чем полное разрушение... будем надеяться, что приватизация культуры в Казани не зайдет далеко, ведь город так отчаянно претендует на особую культурную значимость, пытаясь заманить к себе туристов-иностранцев. Последних, вероятнее всего, больше привлекло бы посещение музея хорошо известного во всем мире писателя, чем офиса какой-то конторы.
Фото: Фото Александра ДАНИЛОВА