«Здравствуйте, меня зовут Анастасия, можно просто Настя», – с улыбкой протянула руку стройная девушка. Глядя на нее, трудно поверить, что под ее руководством работают около тысячи человек. Все, что происходит в сети «Планеты Фитнес» в Татарстане, имеет прямое к ней отношение и является зоной ответственности. В компании Анастасия Фаттахова уже пять лет.
«Я трудоголик, но не горжусь этим...»
– На самом деле в должности фитнес-директора я работаю только три года. До того была фитнес-менеджером и управляла одним клубом. Теперь на мне три клуба Казани, два вот-вот должны открыться, и несколько клубов в РТ.
– Не великовата ли нагрузка?
– Я – трудоголик. (Смеется.) И даже в шутку иногда говорю: «Чем мне хуже (больше загружена), тем мне лучше». Я всегда веду большое количество проектов, сама их разрабатываю, сама же их реализую. Приезжаю на работу рано утром и уезжаю поздно вечером. Мой рабочий день – минимум 12 часов. Девиз по жизни «Нет предела совершенству!» вне зависимости от того, чем я занимаюсь. Танцую ли я, разрабатываю ли нормы оплаты труда фитнес-персонала – все делаю с полной отдачей. Мне всегда хочется делать лучше, чем могу на данный момент. А еще – наверное, это не совсем правильно – сделать так, чтобы лучше никто не смог.
– Помимо административной работы, есть еще и работа инструктора?
– Совершенно верно. Как действующий инструктор выхожу в зал наравне со своими коллегами. Веду групповые уроки, персональные тренировки. Я инструктор групповых программ категории «мастер», веду танцевальный формат, индивидуальные уроки, силовые программы и многое другое. В обычный рабочий день семь часов я администратор, четыре – фитнес-инструктор.
– Мир фитнеса – это то, о чем вы мечтали?
– Я помню, как сидела в машине со своим будущим мужем и рассуждала, что бы хотела получить. Я только закончила университет. Пожелания к работе были следующие: некое учреждение, где можно вести уроки, создавать свою команду. И буквально через два дня мне позвонили и пригласили меня на собеседование в «Планету Фитнес».
– Вы – мастер спорта по художественной гимнастике. Некоторые профессиональные спортсмены считают фитнес чем-то несерьезным. В какой момент у вас произошла смена ориентиров?
– Я начала заниматься спортом в четыре года. Родители привели меня в ДЮСШ №11. Десять лет я там честно отзанималась, а потом поняла, что душа просит танца. И восемь лет я танцевала в известном театре танца «Мгновение». Затем рискнула поехать на отбор в «Тодес». Прошла и... вернулась в Казань. Я тогда подумала: сделаю-ка лучше свое и дома. Создала танцевальный проект Next, с которым мы стали чемпионами России. В рамках проекта вела свои танцевальные классы для обычных людей. Желающие приходили по-разному – кто-то видел нас на сцене, кто-то просто хотел научиться двигаться.
– Группы тогда большие были?
– До 150 человек. Работать надо так, чтобы людям, стоящим за твоей спиной, это было в кайф, и они смотрели не только на то, как ты двигаешься, а могли бы научиться двигаться так же. Тогда я поняла, что это – настоящий фитнес. Действительно, некоторые спортсмены считают, что фитнес – это несерьезно, непрофессионально. Может быть. Для меня главный критерий фитнеса – доступность. Если все-таки сравнивать со спортом, то совсем одно – отвечать только за себя, и совсем другое – вести за собой людей.
– Сколько времени вы можете непрерывно двигаться?
– Я себя отношу к категории творческих людей. В пылу вдохновения можно не спать, не есть, организовывать конвенцию, давать мастер-классы. Примерно 16 часов.
– А если в танце?
– Сейчас прикинем. Пять часов могу точно. Не знаю, достойно ли это достижение книги рекордов! (Смеется.)
– Можете назвать имена своих наставников и учеников?
– Я бы не стала называть своих коллег учениками. Каждый из нас – личность. И мы все учимся друг у друга. А если брать наставников, то большую роль сыграли коллеги из Москвы. И не потому, что они московские, просто у них больше опыта, знаний, которыми они щедро делились и делятся. Отдельно бы хотелось сказать про своего непосредственного руководителя – Ивана Войтко. Представляете, он переехал из Москвы вместе с семьей, чтобы развивать проект «Планета Фитнес» в Татарстане. Благодаря ему, я имею свободу действий в работе. Вместе мы реализовали огромное количество проектов: шоу-балет, шоу-открытия универсиады, совместные проекты с администрацией города, ОЦ «Академия Фитнеса». О ней хочу сказать особо – в Казани появился образовательный центр, где можно получить профессию фитнес-инструктора.
– Кстати, кто может стать фитнес-инструктором?
– Требования достаточно стандартные. Жестких рамок от 18 до 30 лет нет. Надо просто отдавать себе отчет в своей презентабельности, физической подготовке, учитывать наличие собственной харизмы. У нас, к примеру, прекрасно работает 65-летний инструктор.
– Можете назвать профессиональные болезни инструкторов?
– Эмоциональное выгорание, например. Ведь наша работа в какой-то мере актерское мастерство. Мы все люди, бывают моменты, когда не хочется улыбаться и радоваться.
– Как же вы тогда выходите на занятия?
– Я по образованию – психолог. Не помню, чья это теория, но мне она помогает: выражение эмоций имеет прямое воздействие на создание этих эмоций. То есть если я начинаю улыбаться, значит, я принимаю это состояние, создаю его. Отдавая частицу своего настроения группе, назад получаешь в разы больше. А если говорить о команде тренеров, то, с административной точки зрения, я слежу за тем, чтобы у людей было определенное количество уроков, два выходных в неделю, обязательный отпуск. Как и везде, здесь надо знать, что нужно вовремя остановиться.
– Художник мыслит образами, музыкант – мелодиями. Как мыслит фитнес-инструктор?
– Я бы не стала утверждать, что способ мыслить зависит от профессии. В психологии есть четкое деление: кинестетики, у которых превалирует чувственная сфера, аудиалы (те, кто лучше воспринимает на слух) и визуалы. И каждый инструктор относится к той или иной группе. Был очень интересный опыт, не у нас, правда, в Санкт-Петербурге. Инструктор Александр Назаренко, зная группы крови подопечных, смог выявить, каким образом воздействовать на них, чтобы добиться лучших результатов. Например, людям с третьей группой крови больше подходят визуальные образы. И так далее.
«Признание работы фитнес-инструктора– благодарность клиента...»
Анастасия Фаттахова
фитнес-директор сети клубов «Планета Фитнес» Республики Татарстан,
инструктор групповых программ категории «Мастер»,
персональный тренер категории «Мастер+»,
презентер Международных конгрессов «Планета Фитнес»,
презентер региональных конвенций «Планета Фитнес», Казань, Самара
МС по художественной гимнастике,
чемпионка России по современной хореографии (2002 год),
победитель марафона по оздоровительной аэробике,
член общероссийской танцевальной организации ОРТО,
хореограф-постановщик, руководитель шоу-балета «Планета Фитнес Казань»,
хореограф-постановщик клубных танцевальных проектов,
преподаватель филиала АНО «ОЦ» "Академия Фитнес"»
– Настя, давайте из вашего рабочего кабинета переместимся в зал. Виртуально, конечно. Какие виды фитнеса сейчас модны?
– Первое место несколько лет держит йога. НО! (Это не только мое мнение, но и мнение тех людей, которые ведут несколько видов программ.) Не важно, чем вы занимаетесь – стоите на голове, качаете мышцы, плаваете – важны те ощущения, которые несет эта физическая нагрузка.
– Чего чаще хотят женщины, и чего – мужчины?
– В первую очередь все хотят похудеть!
– Насколько фитнес-уровень Казани отражает мировые тенденции?
– Последние три года у меня есть возможность общаться с зарубежными коллегами. Так вот – там совсем иной уровень отношения к фитнесу. Привожу простой пример: в Казани огромной популярностью пользуется степ-аэробика, которая за рубежом не является фаворитом среди фитнес-программ, потому что идет большая нагрузка на суставы. Там на смену степ-платформам приходит совершенно новое оборудование, более щадящее.
– Настя, какое у вас любимое направление из тех, что вы ведете?
– Урбан дэнс. Городские танцы хороши тем, что не имеют какой-то классической школы. Это истинный язык тела, доступный каждому. Тут не важно, может человек задрать ногу выше головы или нет. Урбан дэнс корнями уходит в африканские танцы, а в Африке танцуют все. Я очень люблю смотреть, как танцуют африканцы – они двигаются совершенно по-другому!
– Вы еще и персональный тренер. Кого вы тренируете? Есть персоны VIP?
– Во-первых, все мои клиенты для меня – VIP. Честно, хочется вести больше, но нет времени. Во-вторых, я не выбираю клиентов, они выбирают меня. Кто раньше обратился, с тем и работаю.
«Семья меня понимает и поддерживает...»
– Жизнь у вас насыщенная, разнообразная. Как ваша семья мирится с таким графиком?
– Я очень люблю своего супруга, который уважает мои интересы, мой профессиональный рост. Знаете, как он говорит? «Когда я вижу тебя на сцене, я понимаю, что оно того стоит!» Как жена я не пример для подражания. Единственное, что спасает – такой же плотный график работы мужа. Кстати, некоторые проекты мы делаем вместе. Мы оба – сильные личности.
– С мужем можно договориться. А как с ребенком? Дочка ведь совсем маленькая.
– Ей два с половиной года. В лучшем случае дома я бываю по воскресеньям. Правда стараюсь компенсировать тем, что вовлекаю ребенка в свою работу. У нас в «Планете Фитнес» есть замечательный детский клуб, где детки с пользой и интересом проводят время. Дочку свою туда я принесла в шесть месяцев. А вообще специализированная программа рассчитана на детей с года.
– А кто тренирует вашего мужа?
– Мой коллега, которому я доверяю. А самое главное – ему доверяет (и видит результаты) сам супруг.
– В одном из журналов я видела ваше высказывание про капусту: «От любого диетолога вы услышите, что капусту можно есть любую и в любом виде – тушеную, квашеную, свежую – практически без ограничений. Но я все же предпочитаю капусту свежую, причем созревшую на собственном огороде. Мне кажется, чтобы овощи действительно приносили организму пользу, важно знать, какие именно добавки и удобрения использовались при их выращивании». Вы сажаете ее сами?
– Сажать не сажаю. Но думаю, что это лишь вопрос времени. Моя мама самый настоящий садовод, значит, это точно где-то есть в моих генах. (Смеется.)
– А чем кормите домашних?
– О! Я так люблю готовить! Причем делаю полезные и вкусные блюда. И картошечку с грибочками иногда делаю. Если иногда, ведь можно. (Смеется.) Правда к плите встаю только вечером и в выходные. Но и это хорошо. Я следую системе питания, которая позволяет нашему организму пользоваться собственными энергетическими ресурсами. Это неправда, что надо есть одни белки, исключив жиры и углеводы. На пищу смотрю со стороны полезности и живу по принципу: все, что позволяет чувствовать себя хорошо и не ограничивает в движении, мне подходит. Честно признаюсь, я не ем картофель фри, пироги. Раньше критерием – есть или не есть – была мысль «как изменится мой внешний вид». Сейчас мук совести уже не испытываю.
– Скоро 8 марта. Чего бы вы хотели пожелать женщинам?
– Так хочется, чтобы у всех все было хорошо. У каждого ведь свое «хорошо». Для кого-то – только семья или работа. Чтобы все, что мы делаем в жизни, несло удовлетворение от движения вперед.