В среду в Советском районном суде Казани стартовал процесс по делу движения «Русское национальное единство». На скамье подсудимых шесть человек, которые обвиняются в возбуждении национальной и религиозной вражды, публичных призывах к экстремистской деятельности, вымогательстве, грабеже, разбое, хранении и изготовлении оружия и прочих преступлениях. Во главе этой группы оказалась бывший методист казанского Дома детского творчества имени Абдуллы Алиша Екатерина Мельникова.
6 мая 2006 года председатель общественно-политической организации «Русское национальное единство»* Александр Баркашов издал приказ, которым назначил казанского педагога руководителем движения по Казани и республике. Екатерине Мельниковой надлежало «провести реорганизацию РНЕ в Татарстане с целью усиления и активизации работы». Однако, по данным следствия, Мельникова начала свою деятельность в этом направлении гораздо раньше. Согласно обвинительному заключению, она создала подпольную ячейку РНЕ (официально движение в республике запрещено татарстанским Верховным судом) в Казани в 2003 году. Основная идея активистов — борьба за свободу России и процветание русской нации. По данным следствия, для достижения «высоких» целей, они устраивали расправы с лицами неславянской национальности, распространяли листовки, рисовали свастику и призывали к экстремистской деятельности через Интернет. Свои собрания члены РНЕ проводили на конспиративной съемной квартире.
Задержания в Казани начались осенью прошлого года, после того как недалеко от Лядского садика активисты избили темнокожего студента КГУ, гражданина Мали.
«Русский национализм возник как естественная защитная мера против надругательства над честью и достоинством Русских людей, как за пределами России, так и внутри ее границ, где распоясавшиеся «меньшие братья» из бывших национальных окраин зачастую ведут себя по отношению к Русским и Россиянам, подобно оккупантам на завоеванной территории, не подчиняясь никаким законам, воспринимая терпение и сдержанность Русского Народа как его слабость», — пишут члены РНЕ на своем официальном портале. Есть у движения и своя униформа. «Наши черные рубашки и военизированная форма — это национальный волевой акт. Появление организации, члены которой одеты в военизированную форму, деморализует врага», — объясняют они. Часто «эрэнешники» оперируют примерами из Библии, нередко свои сообщения заканчивают словами: «С нами Бог! Слава России!».
«Любой национализм он неприемлем, тем более что христианство — религия не националистическая. Любой человек, к какой бы нации не принадлежал, является таким же православным. Любой человек — это творение Божье! Национализм ни к чему хорошему не приводит, ни к стабильности общества, ни к взаимоуважению, а лишь приносит разлад между людьми», — считает священник Казанской епархии отец Александр Павлов.
Но пасаран — политический лозунг, который в русский язык попал из испанского. Во время Гражданской войны в Испании его использовала Долорес Ибаррури, сделав эти слова одним из символов антифашистского движения.
Почему дело против РНЕ возбуждено именно сейчас, в прокуратуре республики объясняют следующим образом: «Во-первых, собрано достаточное количество материалов, подтверждающих факт преступной деятельности участников данной организации. А во-вторых, мы работаем на упреждение. Чтобы случаи экстремизма и разжигания национальной розни не приобрели в Татарстане такой же массовый характер, как например в Санкт-Петербурге».
Дело это, скорее всего, будет не простым. Материалы составляют 28 томов, три из них — обвинительное заключение. Практически все участники экстремистской организации отвергают причастность к инкриминируемым им преступлениям. В Советском районном суде сообщили, что продлится процесс не меньше трех месяцев. Слушания — за закрытыми дверями. Объясняется это тем, что во время заседания могут быть оглашены сведения, которые нарушают права граждан на равенство (связанные с расовой и национальной принадлежностью).
Рассмотрение дела в среду перенесли на 19 ноября, так как подсудимые подали кассационный иск в Верховный суд республики. Жалоба касается меры пресечения обвиняемых — педагог Екатерина Мельникова, продавец Александр Павлов и студент Евгений Назаров находились под стражей около года. Правда, при назначении наказания суд обязан будет это учесть. Какой срок грозит подсудимым, специалисты пока сказать затрудняются, так как обвинения предъявлены по нескольким статьям Уголовного кодекса, максимальное наказание за наиболее тяжкое преступление — 15 лет лишения свободы.
* Запрещена в РФ