Федеральная антимонопольная служба начала проверку рынков продуктов питания, на которых произошел резкий скачок цен. В девяти регионах страны, где подорожание больше всего ударило по карманам потребителей, уже ведутся антимонопольные расследования. В результате обнаружили случаи, когда компании создавали искусcтвенный дефицит: они придерживали товары, ожидая их переоценки. В пятницу аналогичная проверка началась и в Татарстане.
«Особое внимание мы будем уделять фактам возможного сговора или согласованных действий, как по вертикали, так и по горизонтали между производителями и поставщиками продукции, – рассказал заместитель руководителя Татарстанского УФАС России Олег Булгаков. – Мы проведем анализ по рынкам, имеющим особую социальную значимость: молоко, масло растительное и подсолнечное, мясо, сыры твердых сортов. В случае обнаружения нарушений антимонопольного законодательства нам предписано немедленно возбуждать дела и применять санкции в виде оборотных штрафов. Они начисляются в виде 15 процентов от выручки за весь период, когда было допущено нарушение».
Первичную проверку в республике уже провели: в пятницу в антимонопольную службу приглашали основных «законодателей» татарстанского рынка еды. За столом переговоров оказались «Патэрсон», «Эдельвейс», «Бахетле», «Перекресток», «Масложировой комбинат», «Вамин-Татарстан» и другие. По-мнению участников, беседа получилась достаточно конструктивной: свои претензии к поставщикам высказали как переработчики, так и представители торговой сети. Некоторые из участников захватили с собой письменные доказательства собственной невиновности. «Эдельвейс-групп» продемонстрировал график, в котором отражаются отпускные цены завода, стоимость сырья и прочие расходы комбината. По нему видно, что отпускная цена растет вместе со стоимостью сырья (в основном это касается молока). «Патэрсон» принес письмо от поставщиков хлебзавода, в котором его предупредили о том, что из-за резкого роста цен на закупочное сырье (муку, масло и маргарин) произошло увеличение себестоимости, и отпускные цены на хлеб повысятся. Участники переговоров сообщили о том, что на 12-15 октября был запланирован очередной скачок цен.
«Это объективно. Если поставщики не изменят ценовую политику, то торговые компании, начавшие работать себе в убыток, на определенном этапе просто не могут не повышать цены, – продолжил Олег Булгаков. – Один из представителей торговой компании даже заявил, что иначе молоко начнут сливать в канализацию. То есть, достаточно разумно надо подходить и к запросу производителей: когда литр бензина и литр молока не сопоставимы по ценам, такого не бывает. Поэтому мы будем подходить ориентировано и смотреть по уровню рентабельности каждого звена этой цепи».
«Антимонополисты» планируют проверить в республике более двадцати крупных товаропроизводителей, торговых сетей и переработчиков. Первые результаты ожидаются уже через неделю.
Журналисты не могли не заметить, что в последнее время цены поднялись не только на продукты питания, но и на непродовольственные товары. На это в антимонопольной службе лишь разводят руками. Подобную ситуацию можно было предвидеть: повышение цен волнообразно «докатилось» и до остальных товаров. Фирмы могут это мотивировать тем, что возникла необходимость повысить зарплату своим работникам, чтобы последние могли укладываться в рамки новой потребительской корзинки.
«По основным видам продовольственных товаров в республике практически вообще отсутствует какая-либо монополия, поэтому не попадают в наше поле зрение», – объяснила заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Татарстанского УФАС России Татьяна Полонская.
Поэтому потребителям остается одно: искать, где купить подешевле.
Антимонопольная служба для борьбы с ростом цен начнет готовить почву для нового законопроекта, который понизит порог, за которым компания может считаться монополистом – с 35 процентов на 15.
«На отдельных товарных рынках предприятия с существенно меньшей долей могут оказывать влияние на состояние рынка, – рассказывает Татьяна Полонская. – В частности, это касается таких социально значимых видов товаров как нефтепродукты и розничная торговля. Поскольку крупное торговое предприятие, которое занимает более 15 процентов, уже может диктовать свои условия и являться лидером. А глядя на него, предприятия с меньшей долей, стремясь за ним при повышении наценок, будут создавать такую ситуацию, которая складывается сегодня».