По собственному признанию, Рустам всегда был мальчиком закрытым и не таким как все. Пока его сверстники играли в войнушку, он сидел дома, разглядывал старые журналы и не понимал, кто такие «мы», если человек может отвечать только за себя. Если в школе говорили, что объявляется поход всем классом, Рустам не понимал, зачем это нужно ему, и протестовал.
Он до сих пор так и идет по жизни – постоянный участник восьми сезонов Российской недели моды – не похожий на всех, малость закрытый и безумно талантливый.
– Рустам, когда и как поняли, что вы – человек творческий?
– В семье я был единственным ребенком и большую часть времени посвящен сам себе. Никто не вторгался на личную территорию. В то же время называть маменькиным сынком меня тоже нельзя, хотя и вырос с ней. Мама много работала, потому что надо было нас содержать. Я же сидел дома и рисовал, клеил, вырезал. Вот это и было одним из первых проявлений творчества. Считается, что еще школьниками дизайнеры проявляют недюжинные художественные способности. Я думаю, что рисовал не очень. А вот учиться в школе не любил. До сих пор непонятно, как люди изучают высшую математику! Мои знания в арифметике ограничиваются простейшими действиями. Учительница говорила, что я – конченый для жизни человек. Поэтому окончания восьмилетки ждал как чуда.
– А дальше?
– Жил я тогда в славном городе Набережные Челны. Было у нас одно заведение с красивым названием «Училище искусств», и я решил, что пойду туда. Из трех отделений – музыкального, хореографического и художественного – выбрал последнее. Поступал туда три года подряд. Ходил в картинные галереи, подолгу смотрел, впитывал.
– Что говорила мама?
– Мама никогда не встревала. Самым ужасным для меня были ее слезы. Поэтому свои проблемы старался решать сам.
– Сейчас она как?
– Она гордится мной!
– В одном из интервью вы говорили, что, разрабатывая свои модели, прислушиваетесь к словам женщин о фасонах, фактуре. Что это за женщины и где вы к ним прислушиваетесь?
– Это вполне реальные люди. Восемь лет я проработал стилистом в парижском доме d’L, где составлял ансамбли для покупателей. Люди же подходят, интересуются – «нет ли у вас такого же, но с перламутровыми пуговицами?». Так желания откладывались в памяти, тем более женщины всегда объясняют, что и зачем они хотят. Например, костюм твидовый. Да, его можно носить, но лишь неделю в году, в золотую осень. А зимой под пальто уже не наденешь. Один из примеров. Другой – юбка красивая, но очень узкая, в ней за руль садиться неудобно. Такие высказывания копились. Из этих «хочунчиков» делались модели для марки d'L Version. Так постепенно рождался бренд Rustam Iskhakov.
– Вы часто видите женщин в своих моделях?
– Часто. И это очень приятно. К примеру, слушаешь песни 80-х и возвращаешься туда. Вспоминаешь события, ощущения. То же самое и с моделями. Вижу что-то и окунаюсь во время создания вещи. Плюс для дизайнера – не создавать однодневки. Это мое кредо отчасти. Если ты делаешь вещь, которая переходит из сезона в сезон и комбинируется с другими, это замечательно. Бывает, когда моя юбка по достоинству сочетается с мировыми брендами. Ну, к примеру, верх – Кавалли, низ – Исхаков. Хорошо, хорошо!
– Продолжим о кредо. Что такое эксклюзив в повседневности?
– Личность в первую очередь. Я стараюсь делать не красивую одежду, а красивых женщин. Когда вещь идет впереди человека, для меня это не совсем правильно.
– Рустам, где вы одеваетесь сами?
– Везде! Главное, чтобы в одежде было удобно. Я не страдаю брендоманией.
– Что сегодня на вас?
– Много чего. Брюки – мои, рубашка – моя, ремень – MaxMara, жилетка – неизвестная турецкая марка. Причем с ней получилась очень интересная история. Я недавно отдыхал в Турции, ходил по разным бутикам. Увидел ее, взял, а там – Дольче и Габанна. Даже расстроился. Турков спрашиваю, наверняка ведь сами это делаете, создайте свой бренд, и он пойдет.
– Бутику Rustam Iskhakov –1 год. Дата, наверное, значимая. Ожидания оправдались?
– Скорее, да. Вот есть студия, закрытая зона, только для своих. В то же время есть процесс создания чего-то, что хочется людям показать. Бутик – не только коммерческий проект. Люди приходят, их спрашивают – откуда узнали. Больше половины говорят, что ехали мимо, увидели витрины. В бутике представлен определенный размерный ряд, вплоть до 50-го российского. Наши консультанты всегда расскажут о марке Rustam Iskhakov, подберут ансамбль, просто поговорят. Бутиком я очень доволен. Надеюсь, отчасти, он украшает город.
– Команда, с которой вы работаете?
– Часть пришла из парижского дома. Есть экс-преподаватель швейного училища, которая примечала особо талантливых студентов, которых сама и собрала. Можно сказать, что лучшие специалисты Казани собрались здесь.
– Молодняк талантливый берете под крыло?
– Я еще сам молодой! Много чего пробую, экспериментирую. Когда мне будет 80 лет и от меня кто-то из этих ребят уйдет и создаст собственный бренд, буду только рад. Должны быть ученики, должны быть преемники, которые станут лучше учителя. Есть девочка у нас Элина Батыршина. Она создает какие-то вещи. И я, глядя на нее, вспоминаю себя, свои поиски. Я могу ей объяснить то, до чего дошел сам. Когда она рисует, прошу ее представить конкретных людей, для которых она это творит. Не надо делать каких-то вещей, чтобы удовлетворить свое эго.
– Считается, что женщины в первую очередь одеваются для других женщин. Для кого вы их одеваете?
– Изначально – для себя.
– А мужчины?
– Раньше считалось, что красивой должна быть женщина, а мужчина – своеобразная ширма, которая оттеняет даму. Время меняется. Мужчины не хотят уже быть фоном, а встают рядом. В Европе есть такая тенденция, что, собираясь на вечеринку, пара старается одеться гармонично – наряды должны перекликаться. Одна моя клиентка, бывшая жительница Казани, сейчас живет в Эмиратах. Как-то она сказала, что хочет платье, белое, с шитьем, с тигром, а мужу – такую же рубашку. Я сделал. Сейчас и в бутике мужчины чаще спрашивают о наличии подобных вещей. Классических костюмов мы не шьем. А вот если покреативить – «вэлкам»!
– Одежда после подиума – что с ней происходит?
– В России фэшн-индустрии пока нет, все только играют в моду. В той же Европе показы делаются для прессы, для главных редакторов журналов мод. Они послушно посещают эти мероприятия, анализируют и делают выводы о тенденциях сезона – от цвета до длины моделей. Так должно быть в идеале. Дизайнер показал свою коллекцию, около 30 моделей. После чего эти вещи остаются в студии для съемок в журналы мод. А у нас много чего сразу распродается.
– Вы используете кожу, мех?
– Разве что для аксессуаров или в качестве дополнения. В основном работаю с текстилем, трикотажем.
– Сейчас вы готовитесь к очередному показу. Что еще нужно успеть?
– Коллекция почти готова. Показ состоится в Москве с 24 по 29 октября в Гостинном дворе. Остался подбор аксессуаров, туфли.
– Это коллекция весна-лето – 2008. Приоткроете завесу тайны?
– Я во всех коллекциях обращаюсь в прошлое. Меня всегда привлекал ретро-стиль – 40-60-е. Это очень женственно и почти всем идет. Сравните с модой 80-х. Там были не женщины, а какие-то роботы. Надеюсь, это никогда не вернется. Пережили этот период, и слава богу. Коллекция, которая сейчас делается, будет в стиле 20-х годов прошлого века. Весна-лето – все-таки не бизнес-сезон. Можно немного расслабиться. Если платья, то струящиеся, без четкой талии. Цветовая гамма – умиротворяющая, песочно-бежевая, жемчужная в сочетании с цветом аква (зелено-голубой).
– Вам не скучно в Казани?
– На самом деле я не в Казани. Я везде. Тут мне очень комфортно, а в Москве не могу находиться долго. Это тоже все из детства. Казань – мой дом, уютный. Здесь мои развлечения и работа, все вместе это приносит удовольствие и деньги. Дважды в год бываю в Париже – в январе и июле. Похожу, посмотрю, выберу ткани, фурнитуру. Оттуда – в Милан. Подышал тем воздухом. Кстати, в детстве мы очень много переезжали. Бывают люди, которые говорят, что не могут спать в гостиницах. Я могу спать где угодно! Просто и легко перемещаюсь в пространстве. Делаю свой уголочек и мне хорошо.
– Рустам, у вас есть комната творчества?
– Самое любимое место – моя кухня. Место, где я могу творить. Я один и больше никого!