Сегодня в Академии наук РТ прошёл круглый стол по проблемам русского языка. Что делать с так называемым «албанским», хорошо ли татары знают русский, сколько денег нужно учителям для полного счастья? Для обсуждения этих и многих других вопросов в свободной и доверительной обстановке собрались представители министерств образования и культуры, казанских университетов и лучшие учителя наших школ.
Круглый стол сразу начался с провокационной и модной темы «албанского» – об отношении к этому современному явлению спросили представителя министерства образования Тамару Фёдорову. «Я отношусь отрицательно, – ответила она. – Всё-таки основным языком общения и сейчас остаётся обычный русский, а современные тенденции временны и вторичны». А доцент КГУ Татьяна Виноградова заметила, что университет не открещивается от этого вопроса, сейчас студенты активно исследуют явление и пишут дипломные работы на эту тему.
Однако одной из острейших проблем была всё же проблема образования. Или, если быть точным, проблема качества образования. Республика Татарстан – одна из лучших в России, судя по результатам школьных олимпиад, мы стабильно входим в тройку самых преуспевающих регионов Федерации. Каждый год в Казань привозят дипломы всероссийских конкурсов, причём знаниями блещут не только дети из русских семей, но и татары по национальности. На данный момент в нашем городе имеется девять школ с русским этнокультурным наполнением, с этого года в них занимаются по новой программе, уделяя языку достойное внимание.
А вот в обычных школах с этим обстоят дела гораздо хуже. По сравнению с советскими временами урезали количество часов, и отсюда все проблемы – подрастающее поколение не знает родного языка. Правительство и местные власти были обвинены в отсутствии государственной политики в отношении молодёжи, в нежелании заниматься патриотическим воспитанием – поэтому правильно говорить по-русски – непрестижно. Критике подвергся и ЕГЭ, эффективный в отношении точных наук, но совершенно недопустимый в гуманитарной области. «После этого нововведения к нам на первый курс пришла половина дегенератов! – в сердцах восклицает преподаватель КГУ Костылева, – знание языка недопустимо измерять в процентах». Однако нашлись и положительные моменты в деятельности наших властей. Так, сейчас идёт становление такого университетского курса, как риторика, запрещённого ранее. Ведь, как известно, если человек не умеет ясно говорить, то он и мыслит сумбурно.
Представитель власти Тамара Фёдорова с гордостью рассказала о том, что в новом учебном году в школы поступят целые кабинеты русского языка. А вот у одного из ведущих школьных учителей нашлось, что сказать работнице министерства образования. Конечно, парты и компьютеры – это хорошо, но ничто не заменит отношения и морального удовлетворения от сеяния вечного. А сейчас такого чувства в нашей стране ни у кого из преподавателей нет. Поэтому, пока не будет единой государственной политики защиты языка и должного изучения процессов его развития, будет непонятно, кто нам дороже – Пушкин или медвед.