C 13 по 15 февраля в Елабуге проходила международная конференция «Федерализм, региональная политика и местное самоуправление». Одним из гостей семинара был академический директор Института социологии РАН Александр Согомонов. В интервью, опубликованном
ИА «Intertat.Ru»
, он рассказал о том, каким ему видится построение федерализма в России.
Корр.: Александр Юрьевич, какая из существующих мировых моделей федерализма, на ваш взгляд, наиболее приемлема для России?
А. С.: Россия имеет давнюю историю федерализма, и заимствовать чужой опыт мы сейчас просто не можем. У нас есть одна большая проблема: российское федеральное устройство существует как бы в двух плоскостях – на бумаге и в реальной практике. Де юре у нас есть Конституция, мы имеем федеральное устройство. Но не всегда оно реализовывается на практике, так как существуют российские властные государственные институты и практики, которые скорее отвечают модели унитарного государства.
Мы должны отчетливо понимать, что федерализм у нас недостроенный. Прежде всего потому, что строительство идет сверху, общество как таковое не задействуется. А федерализм, на мой взгляд, – это процесс, у него не бывает статики. Мы всегда будем недовольны этим процессом, так как будем продолжать развиваться. Не может быть довольства в стране, когда практика на местах строится по своему местному разумению. Поэтому к единому шаблону мы никогда не придем, а значит неизбежна и асимметричность построения федерализма в России. Но у нас все-таки смешанная модель: мы имеем дело с симметричной и асимметричной моделями одновременно. Пока, как мне думается, изменить ситуацию не удастся.
Федерализм – не вертикальная структура, а горизонтальный процесс, в котором субъекты федерации должны договариваться о дальнейшей децентрализации. Самое сложное для политика, особенно российского, – вовлечь в этот процесс людей. Будущее федеративного устройства страны зависит не столько от того, как Москва будет договариваться с регионами, а от того, когда сами субъекты начнут выстраиваться по федералистскому принципу, как мини-федерации. Думаю, модель страны должна быть реализована в первую очередь на субъектном уровне. Если подобное произойдет, это будет пример реального федеративного устройства, которое начнет распространяться дальше.
Корр.: Татарстан как раз и делал попытку создать подобную мини-федерацию...
А. С.: Последний проект новой Конституции Татарстана содержит много элементов мини-федерации. Но есть закавыка. Мы живем в ложном ощущении того, что Россия – аграрная страна. На самом деле она страна городская, муниципальная. Подавляющее большинство населения живет в городах, и основное производство расположено там же. Поэтому от того, какую роль будут играть города в федеративном обустройстве, сегодня многое зависит.
Корр.: Здесь, видимо, на первый план выходят проблемы бюджетного федерализма?
А. С.: Мне кажется, проблема не в том, каким должно быть процентное соотношение налоговых отчислений между регионами и Москвой. А в том, как выстроятся, опять-таки по модели мини-федерации, взаимоотношения между субъектом федерации и городом. Они и станут основой этой модели.
Мои выводы основываются не только на российском, но и на европейском опыте. Это неизбежный цивилизационный процесс. Мы все развиваемся по одному децентрализованному федеративному признаку. Думаю, в городах скоро начнут требовать и успешно добьются перераспределения в свою пользу бюджетных средств, как из федерального бюджета, так и регионального. Это будет победа муниципальной России. Именно к такой модели мы и должны стремиться.
Корр.: Какой срок вы отводите для ее воплощения в жизнь?
А. С.: На мой взгляд, это проблема одного поколения, а значит должно пройти 20-25, может быть 30, весьма непростых лет. Тогда у нас федеративный процесс наконец-то перейдет в нормальное русло постоянного цивилизационного движения вперед, во время которого уже никаких унитарных рецидивов не должно произойти. На всех уровнях будет равноправный диалог, в котором будут участвовать и регионы, и муниципальные образования. Этот диалог должен строиться на децентрализации, способности людей развиваться самостоятельно и делегировать наверх только те полномочия, которые они сами не в состоянии исполнять, а не наоборот, как сейчас. Так развивается практически весь современный мир.
Корр.: Как вы относитесь к идее губернизации России?
А. С.: Отрицательно. Не вижу в этом никакой необходимости, ибо это может привести к развалу страны. Я категорический противник представления внутреннего устройства российского государства как некоторой модели, под которую можно подогнать всю территорию. Асимметричный федерализм или элементы асимметрии, которые существуют сегодня, являются логическим развитием того разнообразия, которое наблюдается в стране. И чем больше в нас будет разнообразия, тем проще нам будет договариваться, тем больше будет оснований для построения российской солидарности, которая еще только у нас на глазах начинает выстраиваться.
REGIONS.RU