«Ох, бедненькая, как же ты так, без мужа, одна... Ребенку отец нужен! Семья должна быть — одной не положено», — сетуют соседки на детской площадке, глядя на маму с ребенком, которая на самом-то деле неплохо справляется одна. Где-то в другом месте такую женщину без мужа, но с ребенком злые языки могут обсуждать или осуждать, вешая ярлык «мать-одиночка». В России многие женщины стыдятся этого статуса и боятся его. Журналист Алёна Золотухина поговорила с психологом и выяснила, в чем кроется причина страха и как с ним бороться. А мамы, которые воспитывают своих детей без мужа, честно ответили, стыдились ли они когда-нибудь своего положения.
Анастасия Воеводина, 35 лет
Две дочери: Аврора, 12 лет, и Анна, 4 года
— У меня дети от разных отцов. Я стала матерью-одиночкой потому, что личный комфорт и моё счастье зависят от моего внутреннего состояния спокойствия. Мужчины-отцы детей приносили мне какие-то проблемы, ссоры, ревность, обиды, и мне, как женщине и матери, проще было одной, чем в вечных скандалах. Выражение «мать-одиночка» никак не задевает мои чувства, не оскорбляет и не вызывает чувство стыда, я считаю себя самостоятельной и самодостаточной женщиной, у меня решены материальные и жилищные вопросы — это главное.
Я не сталкивалась со стыдом — быть одной. Для многих людей материальное благополучие играет большую роль. Когда меня видят, ни у кого не возникает желание осудить или пожалеть. Я ни перед кем не обязана отчитываться, с кем я живу, замужем я или нет. Я всегда была самодостаточным человеком. Мне стыдно быть с нелюбимым человеком, который может предать и бросить своих детей и жену. Стыдно, когда мужчина слабый и не может обеспечить свою семью. Стыдно должно быть мужчинам за то, что оставляют своих родных. Стыдно должно быть семьям мужчин! Вот кого надо осуждать и стыдить с огромным позором — это мужчин, которые изменяют, поднимают руку, уходят от проблем, перекладывают ответственность на женщину.
Стыдно слабым мужчинам, которые оставляют своих детей, а одной воспитывать своих детей — не стыдно.
В России много инфантильных мужчин. Насколько я знаю, в Европе не бросают детей и алименты достаточно высокие — мужчина обеспечивает мать и детей. Поэтому мужчины там серьезнее относятся к браку. В нашей стране закон слабый, алименты маленькие, мужчины уходят от оплаты, скрывают свои зарплаты. Я считаю, будь закон суровее, мужчины были бы ответственнее и не бросали своих детей. Дети сами себя прокормить не могут, отец обязан обеспечить и вырастить своего ребенка. Считаю, что власти и закон всё же должны взять это на строгий контроль, тогда инфантильных мужчин станет меньше.
Юлия Титова, 34 года
Дочь Валерия, 15 лет
— Я разошлась с мужем 3 года назад, дочь была уже взрослая. После нашего развода она практически не общается с отцом, бывший муж не помогает ни материально, ни в воспитании. Я считаю, что бессмысленно обижаться на судьбу — одна и одна, что тут такого. Всё, что я могла, чтобы сохранять семью, я уже когда-то сделала, кидаться на первых встречных, чтобы только не иметь подобный статус, я не собираюсь. Я считаю, что пусть лучше ребенок живет с одной мамой, но со счастливой и улыбающейся, чем полноценная семья, в которой он будет видеть одни скандалы и неуважение родителей друг к другу.
Жизнь не всегда складывается так, как мы того хотим, к сожалению. И я не стыжусь того, что воспитываю дочь одна. Для меня не существует такого понятия, как общественное мнение, если на то, что говорят люди, обращать внимание, можно в дурдоме оказаться.
Женщины стыдятся того, что они матери-одиночки, потому что так не положено, положено быть замужем.
Они остались по какой-то причине одни, не сумели выйти из зоны комфорта, их осуждают, на них психологически давят. Далеко не все женщины после развода остаются со здоровой психикой, поэтому им сложно мыслить разумно, — оттого и возникают чувство стыда и прочие неприятные эмоции.
Рита Райм, 28 лет
Дочь Ника, 6 лет
— С отцом Ники мы расстались ещё на моменте, когда я была беременна. Сейчас дочери уже шесть лет, между ней и её отцом практически нет общения, он то появляется, то пропадает из её жизни. Я спокойно к этому отношусь, не лезу в их отношения, не заставляю общаться, это их дело.
Я не скажу, что мне совсем безразлично то, что я мать-одиночка, скорее, я нейтральна. Женщинами, которые воспитывают детей одни, нужно гордиться — это огромный труд. Они работают и делают невозможное для того, чтобы их дети были счастливы. Я не стыжусь того, что воспитываю Нику одна, без мужчины, и тем более не стыжусь того, что у меня есть ребенок — всегда при знакомстве с мужчиной я говорю, что у меня есть дочь, ни в коем случае не скрываю её.
Я вообще не могу сказать, что я одна — у нас большая семья, у Ники есть бабушка и дедушка, огромное количество сестер и братьев, которые дарят ей своё внимание. Да, ей не хватает отцовской заботы, но впереди у нас огромная жизнь, всё поправимо. Ни разу мне никто не говорил: «Ой, а как же так! Одна и без мужа, не положено так, у ребенка должен быть отец!» Бывает, меня спрашивают — а где её папа, как мы без него справляемся, помогает ли он — развожу руками.
Я думаю, женщины, скорее, не стыдятся того, что они мамы-одиночки, они просто боятся осуждения со стороны. Это в первую очередь зависит от самой мамы. Если ей некомфортно и неудобно быть в таком статусе, ей будут говорить об этом: «Как так без мужа, надо кого-то найти», она будет об этом думать и накручивать себя, станет неуверенной в себе. Всё зависит от того, как ты сам относишься к себе.
К уверенной сильной женщине никто не подойдет с такими речами и не скажет слова против в её сторону.
Психолог и семейный терапевт Светлана Цветкова считает, что причина проблемы кроется в русском менталитете. В нашей стране сильный акцент на традиционную семью с высокими семейными ценностями и моральными установками, а на Западе или в Европе система семейных ценностей иная, общество там более толерантно.
— Чувство стыда появляется после осуждения со стороны других людей. Оно может быть реальным или надуманным. В нашем менталитете мощная установка на полноценную семью, и если вдруг что-то идет не так, женщина автоматически становится неправильной, не такой, как положено. На неё вещают ярлык — разведёнка, мать-одиночка. Люди очень зависимы от оценки, боятся стать белыми воронами. Если вдруг что-то пойдет не так, как принято в обществе, женщина чувствует давление со стороны и начинает воспринимать себя не такой, как нужно, ущербной, — объясняет Светлана.
По мнению эксперта, на женщину также может влиять установка «Мужчине чужие дети не нужны». Она испытывает стресс, самооценка и уверенность в себе падают, как итог — крест на личной жизни и реализация себя исключительно в роли мамы. Может быть совсем другая крайность — найти первого встречного, ради того, чтобы семья снова стала полноценной, а общество увидело, что она теперь не одна.
— Однополое воспитание страшит — много работать, брать на себя двойную роль, женщина опасается, что не справится, ребенок не видит пример отца. Если есть возможность, привлекайте к воспитанию мужчин из семьи — дяди, дедушки. Можно отдать ребенка в секцию, где тренер будет как образец мужского воспитания, — советует Светлана Цветкова.
Сегодня популярна феминистская тенденция на самодостаточность, независимость. По мнению Светланы, за таким «достигательством» скрывается стремление что-то кому-то доказать, не всегда оно идет от чистого сердца.
— Все ситуации индивидуальны. Я рекомендую женщинам учиться доверять себе и своим ощущениям и не зависеть от общественного мнения, — говорит Светлана.
Не стоит сравнивать себя с другими женщинами, с другими семьями
— Ребенок рано или поздно начнет задавать вопросы, важно правильно на них ответить. Женщине важно показать хороший пример отца своему ребенку, каким бы он ни был. Нужно разграничить супружеские отношения и родительские. Супружеские отношения не получились, но родительские всегда будут существовать. Женщина должна понимать эту разницу, — объясняет семейный психотерапевт.
Что ещё почитать про материнство и отношения
На всех хватит: мать-одиночка усыновила 5 детей — двое из них уже подростки.
Непозволительная бедность: сибирячка показала, как выживает с двумя детьми на 20 тысяч в месяц.
Мать-одиночка осталась без жилья, работы и денег во время пандемии — вот как она выкарабкалась.