В Татарстане песни местных исполнителей знакомы абсолютно всем. Например, многие знают песню Хании Фархи «Альдермеш», популярную «Туган Як» Васили Фаттаховой, песню Айдара Галимова «Син минем жанымнын яртысы» или «Уфтанма» в исполнении Салавата Фатхутдинова. Эти известные хиты иногда звучат на «татарских вечеринках» в ночных клубах Казани.
Мы заметили, что клипы исполнителей старшего поколения часто имеют схожий и однообразный стиль — их обычно снимают на сцене или на улицах Казани. Со временем в татарской индустрии появились новые голоса — например, Tatarka, УСАЛ и Аигел. Молодые исполнители обычно стараются делать клипы динамичными и оригинальными.
Однако некоторые клипы даже молодых певцов вызывают смешанные чувства. Редакция 116.RU смотрит и оценивает ролики татарских певцов, а также выявляет «обязательные атрибуты» татарских клипов.
«Со смыслом»
Приведем пример клипа на песню Салавата «Энкэй» («Мамочка»). Там всё предельно ясно, и реакция зрителя должна быть однозначной. Он должен вызывать трогательную эмоцию, потому что в нем передается настроение песни.
В тексте говорится о том, что мама всегда ждет своих детей домой, а в клипе показывают одинокую маму, которая кого-то ждет у ворот своего дома и с грустью смотрит в окно.
Перебивками вставлены кадры молодой мамы, которая радостно возится с малышом, и взрослого мужчины (скорее всего, сын), который работает дальнобойщиком и находится в пути. В конце ролика он все-таки добирается до матери, и они крепко обнимаются.
Или, к примеру, на песню «Альдермеш» сняли ролик в деревне с этим названием. Хания Фархи на фоне этого села поет о том, что хотела бы вернуться туда.
Зрителю показали местных жителей (бабушек, дедушек, детей и влюбленную пару), праздник Сабантуй и татарскую национальную еду на столе. В отрывках показали саму исполнительницу, листающую альбом с фотографиями вместе с родственниками. Этот клип передает ностальгию певицы по временам, когда она жила там.
Несмотря на то что ролики сняты довольно просто, без сложного монтажа и спецэффектов, у них всё равно есть сюжет, соответствующий песням, который создает ощущение просмотра мини-фильма.
Со спецэффектами
Теперь рассмотрим ролики, в которых присутствуют яркие и даже несуразные спецэффекты. В песне Айдара Галимова «Син минем жанымнын яртысы» («Ты половинка моей души») речь идет о сильной любви к девушке. Он поет о том, что она «проливает свои лучи на его путь и сияет в небесах его души».
В видео показали самого исполнителя с девушкой, которые едут в машине по какой-то неестественной дороге, возможно, где-то в облаках.
В конце клипа молодые люди выходят из автомобиля и танцуют, пока сверху на них падают графические цветы, а затем в кадре появляется большой букет. Цветы, вероятно, играют значимую роль, так как Галимов поет: «Если вдруг твоя дорога закончится, я сплету для тебя мост из цветов». В конце машина героев также украшена бутонами.
При просмотре не ощущается крепкой связи между мужчиной и женщиной, а графические цветы, белая дорога и яркие блики выглядят несколько нелепо. Однако стоит отметить, что песня и клип были выпущены давно.
Спецэффектами украсили и видео на песню Гузель Уразовой «Куксирин». В нем певица приезжает на природу на Audi, у которой вместо номерных знаков висит табличка с ее именем. На поле она находит кусты сирени и другие фиолетовые цветы. Видимо, монтажерам показалось, что цветы недостаточно яркие, и они решили добавить слишком нереалистичные оттенки и блеск (цветы даже летают по экрану).
Также, пока Уразова поет у реки, сверху падают большие фиолетовые лепестки, а по воде проносятся огненные линии. В какой-то момент видео певица даже превращается в нескольких желтых птиц. Ничего непонятно, но результат выглядит ярко.
Гуляем по Казани и на природе
Недавно мы увидели по телевизору клип на песню Ландыш Нигматжановой «Гел бергэ» («Только вместе»). Съемки проходили на летних улицах Казани и Москвы. В нем Фарит Таишев (муж певицы. — Прим. ред.) задумчиво гуляет по Казани (в основном у Кремля), а Ландыш — по Москве. Между этими сценами вставлены кадры из обоих городов, а моменты, когда пара поет вместе, появляются лишь изредка.
Это напоминает о клипах исполнителей старшего поколения, которые многие часто видели в детстве. В таких роликах они просто стояли или гуляли по различным местам столицы республики или на природе.
Например, в ролике на песню «Талларым» («Мои ивы») Зайнаб Фархетдинова целую минуту гуляет по лесу. А в ролике Зиниры и Ризата Рамазановых на песню «Серлэремне сойлэр идем» («Рассказал бы свои секреты») они 3 с половиной минуты танцуют на Кремлевской, у «Чаши», у «Лазурных небес» и у «Фабрики Алафузова».
Элвин Грей тоже снял клип в Казани. В ролике на песню «Татарка» девушка разъезжает по городу на белом мерседесе, а сам исполнитель с друзьями катается на черном джипе. Затем они встречаются у Дворца земледельцев, и парни начинают танцевать вокруг девушки, которая стоит с букетом роз. На последних минутах парни и девушки вместе в национальных костюмах танцуют на фоне «Чаши».
Крутая вечеринка
Клип Марата Яруллина «Лейля» совсем другой. В нем молодой человек опаздывает на занятие к Салавату Фатхутдинову, садится, надевает наушники и, похоже, вспоминает о минувшей вечеринке, на которую он приехал на шикарной машине.
На вечеринке он встретил девушку и влюбился в нее. В ролике создается атмосфера культурной версии вечеринки из фильма «Проект Х: Дорвались» (18+). А сам певец на мероприятии — «крутой парень». Между сценами показываются танцы группы поддержки на баскетбольной площадке.
Странные клипы
Марат Яруллин выпустил необычный клип на трек «Тукран» («Дятел»). В нем он уже не играет крутого парня, даже наоборот. В начале видео певец посещает врача и жалуется на то, что повсюду видит дятлов. Доктор прописывает ему таблетки и рекомендует пить по одной в день. Однако в этот момент в кабинет стучится человек, наряженный в птицу. Это «сумасшествие» скрашивают отрывки, в которых парни в смирительных рубашках прыгают по палате.
В конечном итоге герой не выдерживает и выпивает всю упаковку лекарства, а по телевизору показывают репортаж, в котором говорят, что в городе произошла «лихорадка дятлов», и все люди начали вести себя как птицы.
Эта идея могла бы получить «высшую оценку» в этом раунде, если бы мы не увидели клип УСАЛа «Син эзерме» («Ты готов?»), где исполнитель превращается в эчпочмак… Да, вы всё правильно прочитали. Мы тоже были шокированы.
Действие разворачивается на необыкновенном Сабантуе. Традиционные игры сменяются странными: парень с ведром вместо головы бьет палкой по голове, лежащей на земле, человек с головой лошади оседлал лошадь с головой человека, у которого во рту кляп из чак-чака. Другие ребята играют в перетягивание каната со змеей вместе веревки, а баран выигрывает в конкурсе человека.
На протяжении всего «праздника» голова рэпера, находящаяся в большом эчпочмаке, «читает» текст. Возможно, таким образом исполнитель бросает вызов традиционным представлениям о татарской национальной атрибутике.
Особенности
В большинстве просмотренных клипов мы заметили ряд схожих элементов. Во-первых, это природные элементы, во-вторых, достопримечательности Казани, татарская кухня и, конечно же, тема любви.
Какие татарские клипы произвели на вас впечатление? Делитесь в комментариях!
Напомним, ранее мы рассказывали о том, как на концерте Гузель Уразовой и Ильдара Хакимова, который проходил в Москве, расплакался мальчик, когда поднялся на сцену к артистам с цветами. Однако он поборол волнение, вручил певице цветы и обнял ее.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!