Режиссер: Крис Горак
В ролях: Эмиль Хирш, Макс Мингелла, Рэйчел Тейлор, Вероника Вернадская, Гоша Куценко, Николай Ефремов, Артур Смольянинов и другие.
Начинающие миллионеры Шон и Бен с готовым проектом в кармане прибывают из Штатов в Москву для продвижения своей идеи, но натыкаются на нечистоплотность партнера, который под предлогом «это бизнес, детка» отбирает у мальчиков стартап. Решив покончить жизнь громкой пьянкой, друзья отправляются в клуб «Звезда», где знакомятся с двумя американками, которые также застряли в Первопрестольной. В самый ответственный момент знакомства гаснет свет, озадаченные тусовщики выбираются на свежий воздух и встречают недружелюбно настроенных инопланетян, которые истребляют жителей Земли микроволновкой.
Совместный проект клипмейкера Бекмамбетова и художника Горака «Фантом» кажется интересным только на картинке: второй раз за месяц разобранный Кремль, драматичный Эмиль Хирш с волевой, подернутой пушком челюстью, и невидимые твари, которые буквально испепеляют взглядом. На деле это такая же зарисовка из жизни инопланетян, как и ее многочисленные предшественники вроде «Скайлайна», «Битвы за Лос-Анджелес» и, извините, «Кловерфилда». «Фантом» отличается от всей этой кучи разве что расписными куполами Василия Блаженного и обилием сталинского ампира, а попытка принести в проект что-то действительно забористое свелась к внезапному появлению в кадре мужика на лошади.
Формально создатели всё сделали правильно: наняли молодую перспективную компанию, нарядили Куценко, подобрали добрую обстановку, довольно реалистично опрокинули на Гостиный двор самолет, немного побегали, немного поплавали, чуть-чуть постреляли. Однако где-то посередине Горак забывает, что он выступает режиссером, и принимается за то, что называют нездоровым патриотизмом, а Бекмамбетов в этот момент вспоминает, что он неплохой географ, и начинает водить иностранную делегацию по всем знаковым московским весям, изредка разбавляя экскурсию инопланетянами и нервными русскими.
Всё это окутано той атмосферой, которая присуща старинной книжной фантастике далеко не передовых авторов, и дополнено фирменными трюками мира Стругацких, только вместо болта на ниточке в ход идут лампочки и телефоны. Это забавно ровно до того момента, когда двадцать минут подряд никто не умирает, хотя по всем законам жанра – остаться бы им там всем, тогда, глядишь, из «Фантома» что-нибудь да вышло. Вместо этого центровая девушка орет «я так больше не могу», герои Куценко и Смольянинова олицетворяют конечные представления создателей о стимпанке, а инопланетяне вместо того, чтобы зажарить всех оптом, со своими обязанностями не справляются. Это в высшей мере трагично для более-менее приличного зрителя, который не питает отеческих чувств ни к одному герою и испытывает естественную потребность оправдать свой выбор хотя бы красивыми спецэффектами. А поскольку красивые спецэффекты присутствуют только в сценах циничного убийства людишек, которые с течением времени сходят на нет, зритель терпит некоторые лишения.
Но принимая во внимание пацанский продакшен, красочные щупальца пришельцев, пухленького Хирша, который согласился на эту чушь, вероятно, исключительно из уважения к работам Горака, нельзя не отметить рвение Бекмамбетова в топ проката. То, что картина не попадет и в десятку, поскольку не выражает интереса к зрителю в принципе и демонстрирует те же яйца, только в микроволновке, волнует авторский тандем уже под конец, когда этому зрителю самая пора спохватиться о потраченном времени. В связи с этим лично у меня к создателям всего один простой вопрос, ответ на который дал бы более четкое представление об увиденном и приоткрыл бы некоторые тайны, тщательно спрятанные во вселенной «Фантома»: какого черта девица, потонувшая вместе с остальными в Москва-реке, оказывается в девятнадцатом троллейбусе? Заранее благодарю за содержательный ответ и желаю вам успеха в других, более насущных картинах, поскольку искренне надеюсь, что до второй части герои не доберутся ни на атомной подлодке, ни на боевом дирижабле, ни на огнедышащем драконе.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».