RU116
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Казани

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

13 м/c,

зап.

744мм 34%
Подробнее
USD 91,82
EUR 98,95
Развлечения Сто видов Японии в заснеженной Казани

Сто видов Японии в заснеженной Казани

«Укиё-э» – попробуйте произнести это вслух. Посмакуйте на языке, почувствуйте «послевкусие», поймайте оттенок звука... А для того чтобы до конца наполнить душу Японией, посетите выставку «Укиё-э: искусство изменчивого мира». Так называется экспозиция япон

«Укиё-э» – попробуйте произнести это вслух. Посмакуйте на языке, почувствуйте «послевкусие», поймайте оттенок звука... А для того чтобы до конца наполнить душу Японией, посетите выставку «Укиё-э: искусство изменчивого мира». Так называется экспозиция японских гравюр, открывшаяся на днях в Казани.

«Картины быстротекущей жизни»

«Укиё-э» можно перевести как «картины быстротекущей жизни». Неяпонцу сложно уловить что-то особенное в этих самых картинах. Да и некогда, честно говоря, вся жизнь – борьба и гонка. А японцы – они другие. Созерцание у них в крови, и для каждого вида свое название: «ханами» – любование цветами, «цукими» – смотреть на луну, «юкими» – на снег. Говорят, даже мозг у японцев устроен по-особенному: их левое полушарие – область, где располагается речевой центр – оперирует не только со словами (как у всего остального человечества), но и с природными шумами – криками зверей, посвистом ветра, гулом набегающих волн, дробью дождя, звучанием музыкальных инструментов...

Как бы там ни было, но в том, что в каждой японской гравюре отражен целый мир, можно убедиться лично. Экспонаты из редчайшей частной коллекции представлены сейчас в казанском Музее ИЗО.

Путь к Японии длиною в 40 лет

Сюжеты воинских сражений, актеры и сцены из спектаклей, лица знаменитых красавиц и виды самых красивых уголков Страны восходящего солнца... Всё это на старинных гравюрах, разместившихся в нескольких музейных залах. Самой старой больше 200 лет. А еще здесь можно увидеть доспехи самураев XVIII-XIX веков, кимоно, предметы декоративно-прикладного искусства... И все это живое и настоящее! Просто голова начинает кружиться: вот она – знаменитая «Большая волна» Хокусая, иллюстрирующая практически все пособия по Японии. В подлиннике! Или «Сто видов Луны» Ёситоси Тайсо (впрочем, о них особо, чуть позже).

В коллекции есть работы самых знаменитых, самых значительных художников – Сераку, Хокусай, Хиросигэ, Тиканобу, Ёситоси и других.

Челябинский коллекционер Олег Малахов, владелец всех этих волшебных экспонатов, признается: «Моё становление как коллекционера шло около 40 лет. Я начал собирать коллекции в 70-е, первая – собрание древнерусского искусства: иконы, древнерусская пластика. Затем я увлекся Востоком и начал собирать бронзу, фарфор...» К Японии и гравюрам его привело увлечение дзен-буддизмом. Олег рассказал о секрете создания японской гравюры укиё-э: мастер выполнял на бумаге рисунок и примерно указывал, какие цвета он видит. Рисунок попадал к резчикам, которые наклеивали его на доску и по нему вырезали контуры изображения. Контуров могло быть несколько, все зависело от того, сколько цветов использовалось. Каждая доска – один цвет. После этого печаталась ксилография. Все было очень детализировано. На любой гравюре стоят печати, на которых указано имя резчика, цензора, автора рисунка.

Коллекция, привезенная в Казань, собиралась больше двух десятков лет. Сейчас в ней около 300 подлинных гравюр. Как рассказывает Малахов, в самой Японии таких гравюр очень мало. Большинство их было вывезено коллекционерами из Европы и Америки.

В России существует четыре центра японской гравюры – Эрмитаж (около 2 тыс. гравюр), ГМИИ им. Пушкина (1,5 тыс. гравюр), Музей Востока (1 тыс. гравюр) и Кунсткамера. Но в малаховской частной коллекции есть даже то, чего нет ни в одной из вышеперечисленных. Например, ГМИИ имени Пушкина не может похвастаться ни одной работой Ёситоси из его самой знаменитой серии – «Сто видов Луны».

«Яркая луна! Через татами тень сосновых веток...»

Из этих трех строчек поэта Такараи Хикаку родилось еще одно волшебство – гравюра «Женщина, смотрящая на тени сосновых ветвей в лунную ночь». Автор – тот самый Ёситоси Тайсо, мистический художник, ценность произведений которого в мире начинают осознавать только сейчас.

По признанию Олега Малахова, серия «Сто видов Луны» Ёситоси – самая дорогая его сердцу. Цикл создавался в течение семи лет, с 1885 по 1892 года, и издавался небольшими сериями каждые несколько месяцев. Всего в цикле сто гравюр, представляющих самые разные сюжеты, которые объединяет образ луны. «Сто видов Луны» были в то время настолько популярны, что люди заранее выстраивались в очередь в день, когда ожидался выпуск очередной серии гравюр этого цикла, и все отпечатанные копии раскупались за несколько дней. Поэтому сейчас их найти сложно. Олегу удалось собрать в своей коллекции 40 из 100 гравюр цикла.

«Энергетическая подпитка» для Ван Гога

Малахов убежден: не попади в свое время укиё-э в Европу – не знали бы мы ни о кубизме, ни об импрессионизме. По крайней мере в таком виде и таком объеме, каким восхищаемся сейчас. В 1863 и 1867 годах в Европе прошли две всемирных выставки, на которых японцы представили свои гравюры и бронзу. Гравюры оказали огромное влияние на импрессионизм, постимпрессионизм. Так, Ван Гог все время возил с собой 400 гравюр, они питали его энергетически. Да и его собственные (очень многие!) живописные работы близки по цветовой гамме к японской гравюре.

По мнению авторитетных экспертов, укиё-э – одно из значимых явлений культуры наряду с античной скульптурой, живописью Возрождения, православной иконой. Мнению авторитетов можно поверить. А лучше – составить собственное мнение. Благо, и возможность такая представилась: в Казани коллекция Малахова пробудет до 31 января.

Фото: Видео Эдварда СОКОЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем