Любители джаза знают его как бывшего солиста оркестра Каунта Бейси и простого энергичного симпатягу из США. К джазу равнодушные могут не знать его вообще. Но те, кто пришел в Татарскую филармонию на открытие нового сезона, равнодушными не могли остаться точно. Деннис Роуленд показал казанцам настоящий американский джаз – с сильным виртуозным вокалом и потрясающим сценическим шоу. Аккомпанировал гостю из Штатов Филармонический джаз-оркестр Татарстана. Корреспонденту 116.ru удалось побывать не только на концерте, но и на репетициях и узнать у Роуленда, в чем секрет его молодости и успеха.
«Не увидел Казани из-за репетиций»
Глубину и силу голоса Денниса Роуленда удалось почувствовать при его первом же «Hi!» Сказав «Привет» одним голосом, джазмен тут же изменил тональность и еще более низко произнес: «How are you?» Журналистам осталось только рты раскрыть от таких вокальных перемен. Роуленд отреагировал бурным смехом и тут же с полной серьезностью приготовился отвечать.
– Деннис, вы впервые в Казани, впервые работаете с местным джаз-оркестром. Как вам город и что вы можете сказать о наших музыкантах?
– Города я, к сожалению, не видел, я здесь три дня, и все три дня мы репетируем. А вот оркестр замечательный, ребята очень хорошо играют, я получил от репетиций большое удовольствие! Каждый раз, когда я выезжаю за границу, работаю с новыми коллективами, происходит некий обмен опытом с музыкантами, и это хорошо. Нам было легко общаться.
– А как проходили ваши репетиции?
– Репетиции были очень интересными. У меня есть свое чувство музыки, которое я пытался передать дирижеру оркестра. Мы искали нечто общее. Вообще, дирижер вашего оркестра (Анатолий Василевский, художественный руководитель Филармонического джаз-оркестра. – Прим. авт.) сделал большую работу до моего приезда, мне осталось только скорректировать ее.
Деннис Роуленд – известный вокалист из США, в 1977-1984 – лицо и главный голос оркестра Каунта Бейси.
Работа в оркестре принесла Деннису мировую известность, но Роуленд не ограничивается только музыкой. На родине он хорошо известен и как актер.
В альбомах Роуленда есть как стандартный, классический джаз, так и обращения к стилистике эстрадно-джазового шоу, ритм-энд-блюза, фанка, даже типичной поп-музыки. Самым успешным релизом Роуленда остаётся именно классический диск Now Dig This, в котором он демонстрирует всю мощь «старой школы».
Деннис Роуленд – исполнитель с мощной энергетикой. Образование позволяет ему не только петь, но и дирижировать оркестру. Про себя говорит: «Ведущие или переводчики на сцене мне не нужны». Благодаря таланту и импровизации Роуленда каждое его выступление неповторимо. Он шутит, танцует, разговаривает с залом – делает все, чтобы каждый зритель почувствовал себя частью большого представления.
Анатолий Василевский тут же дает понять, что Роуленд слегка слукавил. Столкнуться с проблемой на репетициях все-таки пришлось.
– Мы сначала взяли репертуар Роуленда из Интернета и работали над ним. А потом приехал Деннис, увидел это и сказал: «Ноу, ноу, я это давно не пою!» Нам прямо на репетициях пришлось распечатать новые ноты и только потом репетировать дальше. Поэтому-то Деннис и не мог погулять по Казани, увидеть ее. Все три дня с утра до вечера репетиции, репетиции...
«Джаз передается нам с молоком матери...»
– Деннис, вы немало выступали в России. Как по-вашему, местные музыканты отличаются от их американских коллег? Или все говорят на одном языке, языке музыки?
– Главное отличие в том, что американские музыканты выросли на джазе, мы, можно сказать, придумали эту музыку. Нам она роднее, она передается нам с молоком матери. Хотя в Европе, в России есть не менее талантливые музыканты, я знаю это не понаслышке, я только в России был 8 раз. Европейцы имеют возможность получать всю нужную информацию, учиться этой музыке, но ее корни все же в Америке, и в этом нам проще. Поэтому, наверное, многие джазовые музыканты уезжают жить и работать в США.
– А кумиры в мире музыки у вас есть? Или просто любимые исполнители?
– Если начать перечислять по именам, можно кого-то пропустить. Есть музыканты, которые оказали на меня мощное влияние. Есть много любимых исполнителей, музыку которых я люблю слушать. Но я не могу сказать, кто из них лучше или хуже. Они все разные. Вот если вы спросите, какой мой любимый оркестр, то это оркестр Каунта Бейси, я там работал, для меня это своеобразный эталон в мире музыки.
– Как насчет любимого музыкального инструмента? Он у вас есть?
– А вы как думаете? Для меня это может быть только один инструмент, инструмент, которым я пользуюсь. Это голос. Но я люблю все музыкальные инструменты и не могу выделить один.
– Вы работали с Эллой Фитцджеральд, что вы можете рассказать о ней?
– Я знал ее имя и слушал ее песни с самого детства, у моих родителей была огромная музыкальная библиотека. И когда мне посчастливилось увидеть ее вживую, это было воплощение моей мечты в жизнь. Она так отдавалась на сцене, так пела, могла выйти с больным горлом и все равно отработать по полной, сделать феерическое шоу.
– Деннис, вам 65, но по вам сказать этого никак нельзя. В чем ваш секрет?
– Секрета я вам не скажу. (Смеется.) Я много работаю над собой, вообще не пью и не курю, стараюсь правильно питаться и заниматься спортом. Вот у вас я узнал, что в Казани есть сильная баскетбольная команда, я этого раньше не видел, не слышал. Я с детства играю в баскетбол, жаль, здесь позаниматься не удалось. Вот если вы меня пригласите еще раз, я с удовольствием приеду!
Фото: Видео автора