Режиссер: Дэвид Йэтс
В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Том Фелтон, Алан Рикман, Ральф Файнс и другие.
Собирательство крестражей – вот так в двух словах можно пересказать экранизацию оставшихся двухсот страниц последней из опубликованных книг эпопеи – «Гарри Поттер и Дары Смерти». Это как «Двенадцать стульев», просто стульев меньше.
Томительное предчувствие беды накатывает с первых кадров: Северус Снегг взглядом, полным скорби и безнадежности, окидывает территорию Хогвартса. В лучах утреннего (вечернего) солнца над школой сгущается мгла, и повсюду снуют пожиратели смерти. Все плохо. Сплошной Гондор и смутное время. Боромир бы наверняка разрыдался.
Тем временем успевший нам порядком полюбиться Гарри наведывается к знатному палочковеду Оливандру. В этот момент важно не набивать рот попкорном и ничего не пропустить, потому что если вы не читали книги, катарсиса в конце картины, увы, не видать.
Бузинная палочка (в принципе забавно, что на редкость могущественный магический предмет имеет столь безобидное название) – один из даров смерти, непобедима в бою, а значит шансов у Гарри против Волан-де-Морта немного. Но заставить палочку работать как надо – тоже проблема, для этого нужно одолеть ее владельца. Если же палочку похитить или забрать у умершего хозяина, она начнет «капризничать» и может подвести в самый ответственный момент. И такой момент обязательно наступит. Зная эту сюжетную тонкость, можно с чистой совестью проспать в кресле до самого финала.
«Собери Волан-де-Морта и получи фирменную кепку» – в принципе такой девиз мог бы быть у троицы Джоан Роулинг. Пафосный ореол мрачности хоть как-то растрясается в подземелье банка Гринготс, куда волшебники направляются в поисках еще одного крестража – чаши Пенелопы Поффендуй (не знаю, как вы, а я никогда не привыкну к этим именам). В общем: Индиана Джонс плюс гонки на вагонетках, плюс священный Грааль минус дракон-альбинос. В конце концов действие возвращается в Хогвартс. Осаду против Темного Лорда держат глиняные големы и «магическое» силовое поле, вызывающее навязчивые ассоциации со «Звездными войнами».
Гарри то и дело прихватывают спонтанные спиритические приступы, впрочем, без красочных телепатических вкраплений в наши дни не обходится ни один блокбастер. К счастью, для смыслового костяка сюжета они и правда необходимы. Из российского вклада в кинопроизводство данного отдельно взятого шедевра хочу сказать о Всеволоде Кузнецове, «голосе» Темного Лорда. Если носом Волан-де-Морт напоминает Майкла Джексона, а внешностью – Фантомаса, то дубляж персонажа приводит если не к творческому переосмыслению героя, то уж точно составляет львиную долю его злодейского обаяния.
Слоган фильма – «Все закончится» – вызывает не только зрительский ажиотаж, но и в общем-то облегчение. В не страдающим ни рахитом, ни рассеянным склерозом сюжете нет места для проблесков второпланового актерского мастерства. Такое впечатление, что вы пришли на «быстрое свидание», где каждому персонажу нужно уложиться в 30 секунд, чтобы рассказать о себе. Даже Гарри и Темный Лорд ограничиваются простыми предложениями, словно уже хотят «все бросить и пойти пить пиво».
Стилистические реминисценции порой выходят за границы жанра, и в разгар финальной битвы, как в моделирующей программе из «Матрицы», зритель оказывается на вокзале Кингс-Кросс, где в свое время познакомились родители Роулинг. И вместо Гарри и Дамблдора вдруг начинаешь видеть Нео и Морфеуса. И, естественно, реплики навроде «Освободи свой разум» или «Используй силу» приводят нас к выводу, что истина, вообще говоря, где-то рядом.
Почти детективный эпизод с историей Северуса, когда по классической схеме все оказывается не тем, что оно есть на самом деле, перехватывает весь потенциально лирический настрой зрителя. Так что финальные кадры, когда добро торжествует, оно торжествует несколько сухо, без помпы. А уж «19 лет спустя» и возрастной грим на лицах подростков выглядит вовсе нелепо. Так или иначе резиновая Зина наконец-то лопнула, и одинокие аплодисменты в зрительном зале некоего энтузиаста были встречены смущенными смешками. Для кого-то целая эпоха, а для кого-то мучительная потребность понять феномен Гарри Поттера остаются позади.
Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».
Алина ЧЕРЕНЦОВА