Режиссер: Роб Маршалл
В ролях: Джонни Депп, Пенелопа Крус, Джеффри Раш, Иэн МакШейн, Кевин МакНэлли, Стивен Грэм, Сэм Клафлин, Кит Ричардс и другие.
Долго ли, коротко ли, капитан Джек Воробей доплыл до Лондона, по дороге между третьим и четвертым фильмом потеряв Черную Жемчужину вместе с командой. В Англии, между делом спасая от верной гибели старпома Гиббса, Джек планирует реквизировать чей-нибудь бриг и отплыть к Источнику вечной молодости, что находится у черта на рогах и окружен бесконечными ловушками в лице русалок, ядовитых жаб и испанских католиков. Однако случай, не без участия короля, вынуждает героя отправиться к Источнику в качестве матроса на самонаводящемся судне «Месть святой Анны» под управлением Черной Бороды и его дочери Анжелики, которую Джек Воробей в далекой молодости отговорил от пострига очень неромантичным способом. А вдогонку за ними пускается королевский корабль под руководством капера на службе Его Величества, капитана Гектора Барбоссы.
Не стоит обольщаться – хоть кораблей в четвертых «Пиратах» достаточно, ни одному абордажу или хотя бы толковому обзору с палубы в сценарии места не нашлось. И это только малая часть того, чего в картине нет: Гор Вербински покинул проект, передав режиссерский матюгальник Робу Маршаллу, Элизабет Суонн и Уилл Тернер остались где-то за кадром, та же участь постигла великолепных второстепенных персонажей. Фактически на объедках бывшей трилогии студия решила приготовить новое блюдо, которое в теории (то есть на бумаге) ничем бы ей не уступало. Для этого в архивах пиратоведов была откопана свежая порция былиц и небылиц, которые сплели в одно и приклеили сверху бантик Джека Воробья. От предыдущих его похождений остались только слава, как и прежде бегущая вперед героя, мистер Гиббс, волшебный компас и Черная Жемчужина, правда, в миниатюре.
Самые весомые потери картина несет уже на уровне сценария: чувство, что по нему с особым усердием проехались ластиком, прежние страницы укладывая в две реплики, живо как никогда. Пазл перестает складываться минуте на шестой, где начинается привычная котовасия с виселицей и шпагами. И если первые три части могут похвастаться небывалым обаянием и изящными поворотами, перед частью четвертой они это делают с особым цинизмом. Там, где должен раздаться коллективный выдох «так вот оно как всё на самом деле!», стоит зловещая тишина и местечковое шипение «я так и думал». Но самое грустное – франшиза ушла в традиции приключенческого кино, которые с самого начала решила засунуть куда подальше.
Из этой мешанины вышло так, что первая половина сюжетообразующих моментов раскрыта очень подробно, а вторая половина неприкаянно болтается в ожидании презентации, однако сценарий и не думал о таких трудах. В свете предыдущих достижений «Пиратов» четвертая часть выглядит совсем уж по-детски, точнее – для старшего школьного возраста, точь-в-точь как на корешках позиций юношеской библиотеки. Сюжет поворачивается как по свистку, а вместе с ним – и рафинированные персонажи, не игривые и слишком топорные, чтобы можно было воспринимать их всерьез.
Пусть капитан Черная борода как-то неосмотрительно расточителен на внимание и склонен церемониться с возмутителями порядка, а его дочка в исполнении Пенелопы Крус и вовсе особа неинтересная. Это ладно, но чтобы Джек Воробей, отчаянно эгоистичный и свободолюбивый, дал такую серьезную слабину – это не только непростительно со стороны фан-клубов Джонни Деппа, но и может дезориентировать «новичков» – как раз тех, на кого Маршалл и рассчитывал. Хотя, тут можно поспорить – вероятность того, что есть такие люди, которые ходят за хорошие деньги на кино в 3D и знать не знают, кто такой Воробей, – крайне мала.
Что касается самого 3D, то это одно из достоинств картины: для того, чтобы оно было достаточно «притопленным» и ненавязчивым, было потрачено много сил – и это действительно видно, правда, вооруженным взглядом. Также большая часть дифирамбов, посвященных фильму, поются сценам с русалками, в которых для полноты ощущений не хватает Флаундера и говорящего планктона.
Во всём остальном «Пираты Карибского моря: На странных берегах» напоминают инъекцию ботокса: так же стерильно, красиво и эффективно, но результат «до» с точки зрения эволюции человека всё равно лучше, чем «после».
P.S.: А за шутку с Джуди Денч – спасибо.
Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК».