Джинсы – это искусство, джинсы – это целая жизнь! Недосягаемые лет 40 назад и самые популярные брюки сегодня. Может ли кто-нибудь представить свой гардероб без джинсов? В Казани есть люди, которые не просто их носят, а посвящают целые выставки! В Музее изобразительных искусств открылась экспозиция под названием «Джинсы как культ».
«Моя бабушка курит трубку…»
Казалось бы, а что здесь выставлять? Ну, джинсы, ну, с подписями известных людей. Скептический настрой сходит на нет сразу, как заходишь в выставочный зал Музея изобразительных искусств. Это не выставка штанов. Это целая эпоха, собранная в одном зале. И для всех без исключения, кто решил в нее окунуться, было одно правило – вход строго в джинсах! Без последних был только сам организатор выставки, директор Музея социалистического быта Рустем Валиахметов: «Я сегодня не в джинсах, потому что отдал их в экспозицию».
Джинсы на выставке составили если не главную, то большую ее часть. Столько же было разве что гитар: старых, потрескавшихся, но от этого еще более ценных. На каждой гитаре подпись: вот Nazareth, вот Rainbow. Одни гитары просто с автографом, другие – с пожеланием, а то и с шуткой. Гарик Сукачев, например, написал на гитаре свое нетленное «Моя бабушка курит трубку…» и подрисовал сигары милым девушкам, наклеенным на деку его семиструнной.
Джинсовые брюки и куртки вообще нужно было не смотреть, а читать. «Джинсы – это образ жизни!», «Сотворение мира было в этих штанах!», «Носите джинсы, братцы!» Анжелика Варум на своих брюках, подаренных музею соцбыта, написала целое обращение: «Дорогие женщины! Носите джинсы! Получайте удовольствие!» А на соседней куртке фраза и того серьезней – «Вся современная русская литература вышла из аксеновской джинсухи…»
Василия Аксенова на выставке вспоминали не раз. Наш легендарный земляк был одним из самых ярких представителей поколения 60-х в СССР. И уж он-то мог себе позволить и джинсы, и джинсовую куртку. А следом в тех же джинсах пошли семидесятники – Андрей Макаревич (в дар музею он передал именно те джинсы, в которых записывался на легендарной «битловской» студии Abbey Road в Лондоне) и Максим Капитановский (барабанщик ранних составов «Машины времени»), который на открытие выставки приехал лично. Особое место в экспозиции заняла куртка лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского.
Носить до посинения
Еще больший отклик выставка нашла в сердцах тех, кто не мог в те недалекие 70-е и 80-е позволить себе носить джинсы. Как сказал директор Музея социалистического быта Рустем Валиахметов, советский народ так долго мечтал о джинсах, что «сдвиги произошли на генном уровне». Джинсы в итоге стали носить все и носили их до посинения. Одежда американских работяг в Советском Союзе стала символом достатка и благосостояния. Джинсы до сих пор – «маст хэв» в гардеробе любого россиянина.
Тем занимательнее видеть джинсовые брюки в качестве экспонатов выставки. Среди них немало таких, которые и сейчас надеть не грех! Wrangler, Levi’s, Lee – мечта советской молодежи. Советские «Мальвины», одни из первых отечественных джинсов МПШО (рабочая одежда), итальянские бананы Rifle, индийские Prairie, и, конечно, польские Montana, которые никакого отношения к США не имели – кроме американского названия, разумеется. Для человека 70-х просто бесценное количество лучшей одежды в одном месте!
И среди всего этого сине-голубого благолепия нашлось место и другим вещам той эпохи. Легендарный Harley Davidson и популярный в 70-е велосипед «Уралец», фантики недосягаемых американских жвачек и пачки всем известных советских сигарет.
Сигареты из соцлагеря спутали с «травкой»
«Это выставка не о джинсах, а о том времени, когда в СССР было лишь два праздника – Новый год и покупка джинсов, – поделился своим видением организатор Рустем Валиахметов. – Покупку джинсов праздновали всей семьей. А тот, кто распечатывал пачку жвачки, испытывал такое счастье, какое можно сравнить разве что с покупкой нового «Порше» сейчас!»
Еще один случай из прошлого связан с советскими сигаретами. «Впервые за границу я попал в 1988 году, это была Калифорния, – рассказал барабанщик ранних составов группы «Машина времени» Максим Капитановский. – Тогда казалось, что я попал из черно-белого кино в цветное. Когда в американском клубе я закурил болгарские «Родопи», ко мне подошел охранник со словами «Курить марихуану у нас нельзя!» Вот такими на вкус показались американцам наши сигареты!»
Вспоминать эту эпоху можно бесконечно. Память многое хранит, и кажется, что все это было так недавно! Но только на выставке, переключая кнопки популярного в 80-е магнитофона «Весна», понимаешь – все это было, но уже прошло…