Режиссер: Фатих Акин
В ролях: Адам Боусдукс, Мориц Бляйбтрой, Бироль Унел, Анна Бедерке, Фелина Рогган и другие.
Современное немецкое кино склонно преподносить зрителям сюрпризы: даже с ограниченным кругом узнаваемых лиц, локальными сюжетными линиями и слабым разнообразием в образах немцам удается каждый сезон выдавать нечто эдакое, чего бы никогда не сняли в Голливуде. Причем Голливуд шарму европейского кино – чего нет в массовых широкометражках – явно завидует, и основания на это имеются.
21 января с экранов российских кинотеатров очередное немецкое слово говорит Фатих Акин – его «Душевная кухня» призывает обратить внимание на подножные радости предпринимательского крохоборства и криминального образа жизни. И в способе подачи Акин ни разу не ошибся – от первого до последнего кадра фильм пропитан необъятным бродячим европейским духом. Пусть даже местами напоминающим о польском кинематографе девяностых, Кустурице и наиболее приближенных к эталону великобританских комедиях.
«Душевная кухня» – потрепанный ресторанчик на окраине Гамбурга. Его держит Зинос Казанзакис, где собственноручно готовит посетителям картошку фри, фрикадельки и фасоль – жизнь идет своим чередом и никого не обижает. Но тут подружка Зиноса уезжает в Шанхай, брата начинают отпускать по выходным из тюрьмы, а школьный приятель Ньюман делает всё, чтобы прибрать к рукам «Душевную кухню» – то единственное, что Зинос не продаст ни за какие деньги. Да еще спина надломилась, налоговая и СЭС проходу не дают – в общем, полный букет неприятностей, которых с каждым днем становится всё больше, и решение на горизонте пока не мелькает.
Довольно незатейливый сюжет никому бы не показался красочным и увлекательным, если бы не многочисленные детали и карикатурные персонажи, вкрапленные в действие так же органично, как бутылка коньяка в стойку бара. Тут косматый оборванный старик, смахивающий на цыгана и снимающий соседнее с ресторанчиком помещение, с аппетитом поедает авторские блюда от приглашенного шеф-повара. Сам шеф-повар – психованный бродяга, помешанный на традиционной кулинарии и ножах. Самоутвердившаяся официантка Люсия нелегально живет в огромных хоромах без душа и в поисках приключений может объездить на велосипеде все придорожные кабаки Гамбурга. Или братья Казанзакис: первый – непревзойденный раздолбай, вытирающий руки о фартук при укладывании на тарелку кусков картошки, второй – честный уголовник, в конце концов проигрывающий «Душевную кухню» в покер, подкидывая Зиносу очередную головную боль. И нет, это не спойлер, это всего лишь начало феерии идиотства и череды неподдельных переживаний, не покидающих картину ни на миг.
Поскольку одну из главных ролей играют еда и выпивка, сюжет щедро приправлен вкусной музыкой из спертой прямо с дискотеки акустики и вкусными подробностями деятельности самого ресторанчика. Скромное заведение, после революционных перемен в меню и программе растерявшее постоянных посетителей, находит неожиданную поддержку со стороны самой колоритной богемы – бармен начинает давать рок-концерты, шеф-повар пичкает десерты афродизиаками, а Казанзакисы отплясывают сиртаки под сумасшедший фанк.
Акин намекает, что эта круговерть будет всегда – человек живущий не может застыть в одной точке, праздник будет начинаться вновь и вновь с такой же легкостью, как и заканчиваться, вроде бы не оставляя надежд на хорошие деньки... Творческие же люди, к категории которых можно причислить абсолютно всех обожателей обшарпанного ресторана, тем более не остынут во мраке – им проще ковать свою жизнь из любви и здорового юмора, чем из тяжелых ценностей заграничного капитализма. Трудно не согласиться, что это здоровый выбор.
В общем, душевнее нужно быть, ребята.