Режиссер: Джей Джей Абрамс
В ролях: Крис Пайн, Закари Куинто, Леонард Нимой, Эрик Бана, Брюс Гринвуд, Карл Урбан, Зои Салдана, Саймон Пегг и другие.
Сразу, вот так в лоб, заявляю: на Star Trek нужно идти хотя бы потому, что это, елки-палки, Star Trek. Снятый, мать его, Джей Джей Абрамсом.
Собственно, первый вопрос, который приходит на ум: что тут можно анализировать, хулить или хвалить, ежели в этот двухчасовой аттракцион ввалено $150 млн, и сам он – вещица старая, с благородными корнями. Радостных моментов для поросячьего визга фанатов (а их как минимум несколько миллионов) или более-менее знакомых со вселенной Star Trek достаточно: чего только стоит меткая роль Леонарда Нимоя, канонического Спока в преклонном возрасте.
– Вот твое уравнение трансварпного перемещения.
– Иди ты!
Одиннадцатая по счету полнометражная экранизация вселенной Star Trek – приквел к оригинальному сериалу «Звездный путь», который повествует о самом начале карьеры капитана Кирка и вулканца-полукровки Спока на борту космического корабля «Энтерпрайз». Разворачивается действие вполне по-голливудски: в тяжелых боевых условиях рождается мальчик, которого погибающий в этот момент отец завещает назвать Джеем, а ошарашенная мама – Тиберием. По достижении возраста, необходимого для употребления алкоголя и устраивания дебошей в кабаках, Джеймс Тиберий Кирк поступает на службу в Академию Звездного Флота и через три года становится годным для геройских поступков. А герои как раз нужны: агрессивная кучка ромуланцев (соседи вулканцев по планете, чуть более талантливые и мстительные) целится в Землю, чтобы закинуть в ядро красную материю, генерирующую черную дыру.
Кстати о красной материи: таких выпадов теоретическая физика не знала – для вселенной «Звездного пути» создано все заново, начиная с трехмерных шахмат и заканчивая клингонским языком. А для «обслуживания» этой субкультуры и стрижки заоблачных денег создана целая корпорация, не уступающая в масштабах Star Wars. Пара слов о последних: считается, что фанаты «Звездного пути» и «Звездных войн» живут как кошки с собаками. Что там можно не поделить – непонятно: Star Trek – классический вестерн в космосе, Star Wars – классическое фэнтези в космосе. Ничего неприятного ни в том, ни в другом, кроме живучести и общего хронометража, нет. Ну да ладно.
Рассказывать о громких спецэффектах бессмысленно: их не может не быть. Об актерах рассказывать тоже не стоит – в современном кинематографе довольно рискованно снимать многобюджетный блокбастер без породистых лиц. Но Абрамс поступает аккуратно, выпуская таких лиц исключительно в качестве изюма: почти неузнаваемая Вайнона Райдер играет мать Спока, а ближе к концу перед нами совершенно неожиданно выскакивает Саймон Пегг, придурковатый мент из Hot Fuzz.
Все возможные клише отработаны и здесь: это положительно для какой-никакой связи с внешним, реальным, миром, поскольку зритель живет именно в нем, и совершенно отрицательно для намека на новый формат, в котором Абрамс чувствует себя лучше всего.
Опять же, продукт неоригинальный – комментировать особо нечего. Для самого краткого обзора части вселенной Star Trek, показанной в последней экранизации, недостаточно и пяти томов, а как вся она может поместиться в головы заинтересованных – вообще загадка.
Важный момент в том, что толковых полнометражек по Star Trek не было: предпоследняя вышла в 2002 году, потерявшись среди очередных «Гарри Поттера», «Джеймса Бонда» и «Властелина колец», вывалившихся в тот же уик-энд. Теперь же дело можно считать сделанным: на прошлой неделе стареющие ряды треккеров пополнились молодой кровью, занимающей досуг чтением Википедии. Дающей жизнь реинкарнированной махине Star Trek, давно и бесцельно наводящей свои фотонные торпеды в воздух.