Известно, что в Москве успеха добиваются чаще всего провинциалы – энергичные, напористые, знающие себе цену. Те, которые идут ва-банк. Те, которые готовы рискнуть. Те, кто хотят победить.
Герой этого интервью как раз из такой породы людей. Кажется, что нет таких крепостей, которые он не может взять. В нем странным образом сосуществуют и рыцарь без страха и упрека, и тонко чувствующий поэт, и расчетливый бизнесмен-прагматик. В провинции его фамилия хорошо известна. Москву предстоит завоевать…
– Константин, вы – весьма успешный бизнесмен. Почему вдруг решили заняться кино, стать продюсером?
– Начну издалека. Моя мама – Писательница. Именно так, с большой буквы. Ее приглашали в Москву, это в то время, когда печатали ее прозу и поэзию. Но она воспитывала двух «долбогрызов» – меня и старшего брата – и не поехала ни в Москву, ни в Питер. Мой дед, Сергей Иванович Филимонов, до войны был главным режиссером, художественным руководителем, актером народного театра Выборгской стороны города Ленинграда. Мой отец был очень хорошим музыкантом и дирижером. Поэтому к творчеству я имел и имею достаточно серьезное отношение. Воспитывался в творческой семье. Но социум взял свое. И вместо того, чтобы сразу после армии поехать в Ленинградский государственный институт театра музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), я занялся сначала коммерцией, а потом – серьезным бизнесом...
– Но все-таки искусство победило...
– А искусство не могло не победить, потому что в какой-то момент переплелись во мне и творческое, и бизнесменское начала, они слились воедино, и я понял, что на творчестве тоже можно делать деньги, причем большие деньги на серьезном творчестве. Это сумасшедшая тема!
Когда-то я написал буквально три страницы своей будущей киноповести, которая условно называлась «Поцелуи падших ангелов, или Калина красная 30 лет спустя». И один знакомый журналист сказал мне: «Давай напишем о тебе, что ты хочешь создавать кино?..» А я ответил: «Да не вопрос!». Хотя не был знаком тогда с киношниками совершенно. Мои друзья, стронгмэны, познакомили меня в это же время с Володей Турчинским. И пошло-поехало…
…Был такой господин, Томас Эдисон. Так вот, он сначала объявлял, что сделает какое-то изобретение, а потом у него просто не было другого выхода, как это самое изобрести.
Вот я, наверное, из таких же. Когда я написал свою первую вещь, Володя Турчинский позвонил мне и сказал: «Костя, слушай, ты, оказывается, замечательно пишешь!..» Подбодрил меня. И я поехал в Москву для знакомства с продюсерами, с актерами, с известными и суперизвестными людьми кино. По большому счету, Турчинский меня за руку привел в большое настоящее кино.
– Это вылилось в съемки фильма «Поцелуи падших ангелов» с Евгением Сидихиным в главной роли, с музыкой Евгения Маргулиса... Вы считаете этот фильм тем самым блином, который комом, или своей удачей?
– Это, без сомнения, удача! При всех коммерческих составляющих. Фильм уже давно отбил себя с точки зрения коммерции. Сегодня, с высоты опыта, я бы сделал этот фильм совершенно по-другому. Наверное, с другим режиссером. И во многом поменял бы актерский ансамбль. Женькину (Маргулиса – Прим. авт.) музыку оставил бы целиком и полностью. Что же касается всего остального?.. Ну, это мой первый ребенок! Как можно сказать, что он удачный-неудачный? Это мой ребенок, которым я горжусь, который уже живет своей собственной жизнью. У него три фестивальных приза! Есть чем гордиться!..
– А почему же фильм так и не вышел на большой экран?
– А потому что у нас в стране криминала нет…
– Так ведь большие экраны забиты криминалом...
– Объясняю. Экраны забиты криминальными фильмами Голливуда. А российских фильмов криминальных нет, не существует вообще. Кинопрокатчики морщатся от таких фильмов… Как-то я рассказывал одному кинопрокатчику сюжет: полукриминальный тип попадает в психушку, начинает там буйствовать, приводить проституток... И я еще не договорил, а меня уже перебивают: «Это не интересно! Ну кто это будет смотреть?» Я говорю: «Вообще-то, я пересказываю «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана – фильм с пятью Оскарами, между прочим…» И кинопрокатчик просто зависает.
Русский кинопрокат забит криминалом, блокбастерами, боевиками, фэнтэзи. Но все оттуда – с Запада. И совершенно не рассматривается такое кино, как «Калина красная» (я ни в коем случае не ставлю себя в один ряд!). Но такое – не рассматривают. А на НТВ, как только увидели нашу картину, сказали: «Супер!!! Мы берем!!!» Канал «Россия» тоже забирает нашу картину. Но это телевидение…
А еще осенью 2008-го мне звонили английские и американские кинопрокатчики, которые отсмотрели премьеру на НТВ, (премьера была 10 июня), и попросили продать оригинальный сценарий. Они хотят сделать римейк моего фильма со звездами Голливуда класса А. Не много не мало!.. Договорились встретиться и поговорить об этом сразу после кризиса.
И это вовсе не потому, что я такой великий, а потому, что они отсматривают все фильмы, которые будут иметь коммерческий успех, понимая, что ни наши, ни азиатские звезды не подходят для того, чтобы фильм был продаваемым. Сценаристы в Голливуде постоянно бастуют, им постоянно денег мало. А нас можно купить за гораздо меньшие деньги... Вот они и заинтересовались моей киноповестью…
– И все-таки фильм дошел до зрителя, пусть это и телезритель. Вы довольны, как прошел прокат на НТВ?
– Да! Я считаю, что фильм удался! Он нашел свою зрительскую аудиторию. Вообще-то, фильм абсолютно мужской. Он жесткий!.. Хотя в сердцах некоторых девушек он находит свое отражение. И что меня больше всего поразило – на кинокомпанию «Константа фильм» пришел поток писем не для Жени Сидихина, не для Леши Кравченко и даже не для Любы Толкалиной… Самое большое количество писем писалось Юлии Галкиной. А это самая неудачная, на мой взгляд, актриса, которая участвовала в нашем проекте. На мой, повторяю, взгляд. Но взгляды создателя и зрителя далеко не всегда совпадают…
– «Поцелуи падших ангелов» – это страница, которую вы уже перелистнули. Перейдем к вашим актуальным работам. Не страшно было начать снимать сразу два фильма?
– Страшно – это не то слово. Я понимал, насколько это будет тяжело. Но какой-то внутренний голос мне подсказывал, что есть два проекта, которые я хочу запустить, и их надо запускать одновременно. Это интуитивно возникло. Потом этой моей интуицией восхищались очень многие люди. Если бы мы запустили фильм «Кромовъ», а где-нибудь через три месяца – «Стерву для чемпиона», то мы один из проектов просто потеряли бы в условиях нынешнего кризиса. И потеряли навсегда. Как потеряны ныне, увы, 93% всех российских фильмов…
– Расскажите немного о кинокартине «Кромовъ».
– Это историческая драма, основанная на реальных событиях. Существует замечательная книга Алексея Алексеевича Игнатьева «50 лет в строю». Мемуары графа Игнатьева – русского военного атташе во Франции, который на своих счетах до революции имел 225 миллионов российских рублей золотом. Это как сегодня примерно 225 миллиардов долларов или евро. Это был русский военный бюджет во Франции.
Когда мы создавали этот фильм, я всех без исключения спрашивал: «А вот если бы ты остался перед таким выбором в это лихолетье, как бы ты поступил там, во Франции? Когда ты знаешь, что больше в Россию не вернешься, когда Россия для тебя – закрытая тема? И вот у тебя такие деньги!!!» А Игнатьев (равно и как герой нашего фильма Кромов) вернул в 1925 году Советской России все эти деньги! Не воспользовавшись ни единой копейкой. При этом сам нищенствовал...
– Но ведь фильм еще и про любовь?..
– Да, все это там есть! Любой мужчина, а тем более офицер – что он есть – без женщин?..
– То есть фильм не на 100% исторический по жанру, но и немного – мелодрама?
– Да. Ведь это художественный вымысел от начала до конца. Я не знаю ни одного исторического фильма, который был бы доподлинно документальным. Все-таки, кино – это кино, а жизнь – это жизнь. Хорошо, когда кино максимально приближено к жизни, когда мы смотрим и узнаем самих себя…
– А как пришла идея пригласить на главную роль Владимира Вдовиченкова?
– Что касается Володи – это попадание 150-процентное. Я из тех кинопродюсеров (уже можно так сказать), которые любят ломать стереотипы (пусть это и нескромно). На Володю же как смотрят? А, это тот самый, который «Бумер», «Бригада»... Я в нем сразу разглядел очень лиричного героя. Мы с ним очень много разговаривали, что и пошло и не пошло на пользу фильму. Потому что режиссер все-таки главный на площадке. А продюсер должен сидеть в сторонке и бюджет считать. Так вот!.. Я пригласил Вдовиченкова, когда от главной роли отказался Леша Серебряков. Когда Леша прочитал сценарий, а сценарий писался под него, то сказал: «Ну он простой у вас, как амеба, этот Кромов. Мне там нечего играть. Возьми Вдовиченкова!..» А я говорю: «Я о нем только и думаю!!!» Серебряков поддержал: «Он классно сыграет – Володя парень очень талантливый». Это редко бывает между актерами, когда один другого хвалит!!! Мы познакомились с Вдовиченковым и сразу нашли общий язык. После того, как он прочитал сценарий, приехал ко мне в офис и сразу сказал: «Да, я хочу!!!»
– Вы сказали, что «успели до кризиса». Сейчас закончены озвучка и монтаж?
– Да. Сделана цветокоррекция, идет обработка пленки. Еще идут переговоры с кинопрокатчиками. Единственное, что я могу сказать, и не без гордости, но с очень большой опаской – это что Никита Сергеевич Михалков хочет сделать нашу премьеру во внеконкурсном показе на Московском международном кинофестивале. Это будет в июне. Участие в любом международном кинофестивале – это что-то! Если фильм сильный – его замечают. Плюс ко всему, Константин Эрнст сказал, чтобы мы не показывали свои фильмы больше никому на телеканалах. Это и про фильм «Кромовъ», и про «Стерву для чемпиона». Потому что больше, чем Первый канал, нам все равно никто не заплатит, а Первый канал в наших фильмах очень даже заинтересован!
– Но это, видимо, уже после кинопроката?
– Тут параллельно идет все. Все эти договоры идут параллельно. По одной простой причине. Первый канал зачастую участвует не деньгами (да и вообще, телеканалы редко участвуют деньгами!). Они участвуют своим замечательным пиаром…
Карен Шахназаров фильм «Кромовъ» взял под свое крыло. Не за бесплатно, естественно. Киноконцерн «Мосфильм» совместно с нашей кинокомпанией участвует в доработке кинопроекта «Кромовъ».
– Когда зрители увидят этот фильм?
– В этом году. Надеюсь (тьфу-тьфу-тьфу!), что премьера состоится именно на Московском международном кинофестивале!..
– Боитесь сглазить?.. Или не хотите говорить о сроках широкого кинопроката?
– Просто еще ничего не оговорено на 100%... Хотя у нас в таблоиде стоит на 24 или 26 августа «Стерва для чемпиона». Но договоры еще не подписаны, а в сетке фильм уже стоит. Вот приеду в Москву – подпишем коммюнике, что называется... Первый канал хочет, чтобы широкий кинопрокат состоялся в сентябре…
– Телеканалы, вы говорите, помогают с пиаром. А с «Обитаемым островом» результат показал обратное – толку от этого пиара было мало...
– Правда звучит очень жестко. Господин Бондарчук, при всем моем уважении к нему, к его творчеству, к его личности ... Я безумно его уважаю, но он просто переругался со всем киношным миром, со всеми телевизионщиками. И киношные начальники стали массированно пиарить другие фильмы, вышедшие в прокат одновременно с «Обитаемым островом» – тем самым ленту Бондарчука погубили. Я про «Любовь-морковь-2» ничего не хочу говорить, но фильм «Стиляги» мне очень понравился! Приеду в Москву, пожму руку Валерию Тодоровскому. Фильм – обалденный! Вот такой мюзикл душевный сделать в России – это надо умудриться...
– Вы рассказываете интересные вещи, которые известны далеко не всем.
– Они далеко не всем и интересны!..
– Но, тем не менее, вот эта подноготная будет описана вами в книге. Зачем?
– А почему нельзя говорить правду?
– Но эти люди все живы...
– И что?.. Надо говорить правду только о мертвых?
– Не помешает вам эта книга вам быть лояльным в киношном мире?
– Наверное, с кем-то помешает. В кино ругаются не часто… Всегда!
Я поссорился в свое время с Эльдаром Александровичем Рязановым. По творческим вопросам! Сказал ему прямо, что проект, в котором мне предстояло участвовать, недоработан. На что Рязанов мне ответил: «Ты, пацан, меня будешь учить?..» Я зло ответил: «Да, я пацан, но я либо буду вкладывать в это кино деньги, либо не буду. Ни душу, ни деньги!..» И тем не менее, по праздникам всегда созваниваемся. Я по-прежнему уважаю Эльдара Александровича.
На фильме «Кромовъ» я разругался в пух и прах с мастодонтом Ливановым, великим Шерлоком Холмсом.
– А он ведь имел какое-то отношение к фильму «Кромовъ?»
– Там неприятная история получилась. В моей книге она описана. Но, повторюсь, я люблю и уважаю этих великих людей. Хотя бы потому, что никто не сделал для кино столько, сколько сделали они…
– Как люди, которые с вами работали над фильмом, отнеслись к тому, что вы решили опубликовать всю подноготную? Например, Вдовиченков.
– Володя только кажется брутальным!.. И про него в моей книге только хорошее написано!.. Как к этому отнесутся другие персонажи – мне «по барабану»… Кстати, я не написал многое, что мог бы написать.
– Все-таки вы не 100% картину жизни в этих мемуарах излагаете?
– Время проходит – муть оседает. Очень многое из плохого не хочется вспоминать. Не потому что не хочется это озвучивать, а просто потому, что это уже не важно по сравнению с результатом.
– Мемуары уже написаны. А кино – не понятно, насколько успешным оно окажется...
– Конечно, это можно оценить как привлечение внимания к своим будущим проектам. Но событие свершилось – «фильм-ребенок» родился! Я же не пишу – какие награды он завоюет, каким чемпионом он станет. Я пишу о том, как создавался этот ребенок. В процессе каких долгих, приятных для меня дней и ночей. Я пишу о том, сколько оргазмов испытал при этом. Сколько неудач. Пишу о том, сколько раз я при этом чувствовал себя творческим импотентом. И не только я, а все создатели фильма…
– Расскажите немного про фильм «Стерва для чемпиона».
– Изначально задумывалась мелодрама – а ля «Вам и не снилось». Но потом все поменялось. Пришел Петя Буслов (кто не знает – это режиссер «Бумера). Горжусь дружбой с этим человеком. Но Петю моя идея не вдохновила.
Появился Сережа Гинзбург, с которым мы стали придумывать новое кино – сначала спортивную драму, потом спортивную мелодраму, потом спортивную комедию. Я не знаю жанра этого кино. Никто не знает. Нас два автора идеи – я и Сережа Гинзбург. И вот мы сидим с Сережей и друг друга переспориваем, а Тима Декин (автор диалогов) – записывает. Так по два-три часа в день.
Вот так создавался этот сценарий. Володя Турчинский, которого я полгода упрашивал сыграть роль...
– ...Гомосексуалиста?..
– Он в нашем фильме не гомосексуалист, а руководитель спортивного гей-клуба. У нас снимались замечательные актеры: Александр Ильин, Александр Сергеевич Пашутин, Андрюша Чернышов, Настя Цветаева, Яна Поплавская, Костя Мурзенко…
Фильм получился добрым. Где-то ностальгичным, романтичным. Но самое главное – не пошлым. Фильм создавался очень тяжело!.. Но это все уже в прошлом. Я благодарен судьбе, что все удалось сделать. То, что этот фильм будет иметь своего зрителя, – это точно. Коммерческий успех будет больше у «Стервы для чемпиона», чем у «Кромова». «Стерва для чемпиона» более доступна массовому зрителю!..
Станислав Сергеич Говорухин сказал когда-то фразу, которая меня покоробила: «Кино создают дебилы для дебилов». Я говорю: «Станислав Сергеич, вы тогда зачем кино создаете и для кого?..»
Интеллектуальное, ностальгическое, доброе, хорошее кино создавать можно и нужно – оно будет востребовано. Такие разноплановые фильмы, как «Стиляги» или «Остров» лишний раз доказывают это. Кино, над которым можно думать, кино, которое будет не только красивым, но еще и будет что-то в твоей душе дергать...
Думаю, что наш фильм «Кромовъ» затронет сердца и 15-, и 30-, и 50-летних...
Вот обидно, что не дошел до миллионов очень хороший фильм «Качели» с Мерзликиным и обожаемой мною Машей Мироновой, и Ксенией Раппопорт. Ну не дошел! Ну не было того пиара! Хотя этот фильм надо смотреть всегда и везде. Чтобы не заблудиться в трех соснах своей собственной души!.. Или фильм «Праздник» Гарика Сукачева. Прекрасный! С прекрасной работой Балуева. А как там работает оператор – фантастика!..
Ну не дошли до массового зрителя эти фильмы, и я не знаю почему.
Кто считает, что сейчас нет цензуры, глубоко заблуждается. В творчестве везде – в журналистике, кино, книгах – везде существует цензура!!!
– А правила игры вообще-то известны?
– Известны для тех, кто варится в профессии.
– Вы их знаете?
– Да.
– А ломать правила будете?
– А я же бык по гороскопу – просто ломлюсь через стену и пробиваю ее. Мне потом говорят: «Костя, вот же дверь!..» Отвечаю:»Да?.. Не заметил!..» Вот такой я...
Только ломать людей я не буду. Тем более, что окружают меня на сегодняшний момент люди-звезды. Я к ним с безумным уважением отношусь. Как бы у нас с ними личные отношения не сложились. И если у нас что-то не получается, я не перестаю о них думать, как о великих людях. Потому что они сделали много. Кто-то из них уже историю сделал, а я только делаю. То, что сделаю – уверен абсолютно!!! И это не шапкозакидательство. Я знаю, что наш кинопродукт – лучший!!!