«Господи, благодарю тебя за то, что доверил воспитание своего чада!», – эти слова советует произносить всем родителям и учителям известный грузинский педагог Шалва Амонашвили. Его методика воспитания детей пронизана уважением к ребенку, направлена на развитие личности и построение доверительных отношений между детьми, родителями и учителем. Система Шалвы Амонашвили получила название «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Первый проект педагога назывался просто – «Школа радости». Сегодня идеи этого подхода воплощаются в жизнь в детских садах и школах по всему миру и, конечно, в отдельных семьях.
В этом году Шалве Амонашвили исполнилось 82 года. Но он по-прежнему ведет активный образ жизни – участвует в семинарах в разных городах России, конференциях, отвечает на нескончаемые вопросы родителей. Для многих он не просто учитель, который передает знания, а мудрец, заставляющий задуматься о своей жизни. Его лекции полны понятных для каждого примеров из жизни, юмора и философских размышлений.
Учителя, мамы и папы обращаются к работам знаменитого педагога, чтобы найти конкретные ответы на конкретные вопросы – что делать, если ребенок не убирает за собой игрушки, как правильно наказывать за проступки и как установить с ребенком контакт. Но находят в трудах Шалвы Александровича мысли, которые приводят к самой сути проблемы и заставляют посмотреть на систему воспитания другими глазами. Ведь он не просто обобщил опыт известных педагогов, создал собственную методику, но и сам является любящим отцом и дедушкой. Это отражено в его книгах «Письма к дочери», «Исповедь отца сыну».
По мнению Шалвы Амонашвили, есть несколько видов воспитания – стихийное – как получится; традиционное, которое определяется традициями семьи; идейное – подчиненное некой идее; и системное. Именно последнее, по словам известного педагога, основа гармоничного развития.
Системное воспитание состоит из пяти элементов. Их нельзя рассматривать как тест с ответами «да» или «нет», скорее, это открытые вопросы самому себе. Мы их приведем с пояснениями знаменитого педагога. Итак:
Взгляд на ребенка. Кто он? Зачем пришел в эту семью? К чему стремится? Исходя их этих ответов, возникают следующие вопросы: какова моя ответственность; что я могу вложить в него?
Цель воспитания. «В советские времена говорили, что нужно воспитывать верных строителей коммунизма, а сейчас – верных «путинцев»? Нужно для себя определить, какого человека вы хотите вырастить – доброго, порядочного?», – подчеркивает педагог.
Подход к ребенку. Нужно установить правила, которые нельзя будет нарушать, даже если захочется накричать, нагрубить ребенку.
Личность воспитателя. Достоин ли я воспитывать своего ребенка? Ребенок – наше зеркало. Если ребенок не слушается, не убирает игрушки, нужно задуматься – а всегда ли мы сами поддерживаем порядок в доме и т.д.
Образ нашей жизни. Есть ли доброта, уважение, любовь в семье? У Льва Толстого, который был гениальным педагогом, есть такое высказывание: «Истинное воспитание ребенка – воспитание самих себя».
В учебных заведениях, работающих по методике Шалвы Амонашвили, стараются всячески помочь ребенку покорить новую вершину знаний, ощутить радость от преодоления еще одной ступеньки. А разве обычные школы не хотят этого? По мнению Шалвы Александровича, многие годы в системе образования складывалась позиция диктаторства, когда учитель становился не наставников, а «палачом», карающим плохими оценками и негодующими записями в дневниках. В школах, которым близки идеи знаменитого педагога, не пользуются красными «пугающими» чернилами, если они вызывают у детей только стресс, не просто ставят отметки, а учат детей самим давать оценку каким-то событиям, фактам, побуждая размышлять, выражать свое мнение.
В 60-70-х годах Шалва Александрович возглавил массовый эксперимент в школах Грузии. Первым проектом была «Школа радости» в Тбилиси. В ней в 1961 году он первым в СССР начал эксперимент по работе с детьми-шестилетками. Цель эксперимента была одна — вырастить просто хороших людей, и Шалва Александрович считает, что она была достигнута.
В начале педагогической деятельности Амонашвили дали самую ужасную школу в Москве, куда «ссылали» всех отстающих детей. За два года он превратил её в образцовое учебное заведение. Когда в школу пришла министерская комиссия с проверкой, чиновники были изумлены произошедшей переменой. Все спрашивали: а где же недоразвитые дети? На что Амонашвили отвечал, что детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов.
Известный педагог считает, что все в школе зависит вовсе не от реформ, а от конкретных учителей. Шалва Александрович призывает педагогов постоянно развивать свое педагогическое мастерство. Его трилогия «Педагогическая симфония», книга «В школу с шести лет» становятся даже для опытных педагогов вдохновляющим откровением.
В своих лекциях, книгах педагог часто обращается к религии, приводит примеры из Библии. Это заставляет некоторых настороженно относиться к идеям Амонашвили. Но сам педагог уверяет, что уважение и любовь к детям должны быть первостепенными, независимо от веры. Именно поэтому книги Шалвы Александровича переведены на многие языки мира.
Система гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе рекомендована Министерством образования России для массового применения в работе школ. Но почему-то педагоги, опирающиеся в своей работе на идеи Шалвы Амонашвили, до сих пор считаются новаторами, заметно отличающимися от своих коллег.