После летних терактов в Казани было бы неудивительно, если бы представители радикальных течений ислама начали вести себя поскромнее, не особо выпячивая себя в общественной жизни республики. Однако произошло прямо противоположное. Экстремисты и представители не зарегистрированных в ДУМ РТ мечетей не только стали проводить митинги и пикеты, на которых активно использовали символику ваххабитов и их лозунги, но и еще более активно потянулись к молодежи. Политолог Раис Сулейманов утверждает, что сейчас уже как минимум в 14 высших учебных заведениях Татарстана действуют мусульманские кружки, которые не желают иметь ничего общего с ДУМ РТ.
По его словам, ситуация складывалась таким образом и до терактов 2012 года, просто на этом не акцентировали внимания. Так же было и с сектой файзрахманистов*, на которых обратили внимание только после терактов 19 июля. Всего на территории Республики Татарстан 86 высших учебных заведений. Сотрудники возглавляемого Раисом Сулеймановым Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований провели мониторинг закрытых групп в социальных интернет-сетях. После этого выяснилось, что как минимум в 14 высших учебных заведениях молодые люди состоят в мусульманских религиозных группах. И они не просто состоят в этих группах, но еще и активно участвуют в них — ведут обсуждения, договариваются о встречах, выезжают на различные религиозные пикники, совместные мероприятия.
В Казани это КФУ, Казанский государственный медицинский университет, Казанский государственный энергетический университет, в Нижнекамске — Нижнекамский филиал ИУЭПа. В Набережных Челнах — КамПИ и вузы в других городах.
По словам Раиса Сулейманова, действуют такие группы по очень интересному принципу. Несколько студентов, которые придерживаются подобных взглядов, обычно стремятся к тому, чтобы сагитировать остальных. Первоначально они выступают за так называемую «мягкую шариатизацию». Предлагают ввести в вузах халяльное питание, открыть там молельные комнаты, причем очень часто все это прикрывается демагогией толерантности, уважения к нашим религиозным ценностям, обычаям. При этом полностью игнорируется светскость этого учебного заведения. Группы же действуют путем организации различных мероприятий религиозной направленности. Практикуют мусульманские пикники, когда в частный коттедж за городом приглашают кого-нибудь из проповедников. Часто приглашают арабских проповедников Камаль аль-Занта и Мухамеда Халета. Либо используют местных татарских проповедников-ваххабитов. Часто, попав на такие встречи из любопытства, студенты оказываются втянутыми в деятельность этой группы.
Начинается все с лекции. После нее все вместе молятся, готовят плов, кушают. Примерно так проводятся в вузах совместные ифтары — разговения, которые проходят в вузах, и очень часто этого желают не официальные религиозные структуры, а неофициальные. ДУМ РТ тоже организуют ифтары, но оно организует их при мечетях. Ведь студент не дойдет до мечети, а если мы организуем все это в столовой вуза, то студенты, скорее всего, туда придут. При этом кто-то придет просто на халяву поесть, но заодно ему расскажут о Боге, об основах ислама. При этом используется такая фразеология демагогии, где не видно ничего экстремистского. Это так называемая идеология «братьев-мусульман», когда декларируется отсутствие различия между различными течениями в исламе. Такие мусульманские группы встречаются каждый день на парах, на переменах, постоянно общаются. Казалось бы, ничего страшного, но значительная часть этих студентов принимала активное участие в митингах фундаменталистов и солидарных с ними, и сейчас их активность только усиливается. В первую очередь она направлена на то, чтобы максимально задействовать молодежь в своих планах.
Наш собеседник отмечает, что в каждом вузе есть должность помощника ректора по безопасности или аналогичная должность. Однако заметных действий по работе с такими группами не принимается. Пока же их участники являются социальной и питательной базой для исламского терроризма.
«Не все из них уйдут в ваххабитское подполье, многие будут существовать вполне легально. Я думаю, в вузах на это нужно обращать внимание, быть бдительными. Воспитательная работа в вузах должна заключаться не только в организации КВНов и конкурсов красоты среди девушек. Опыт же показывает, что идеологический вакуум может заполниться всем чем угодно, в том числе и религиозным фундаментализмом. Сейчас у нас нет никакой государственной идеологии, даже формально провозглашенной, и получается, что эта идеологическая пустота заполняется в том числе и религиозным фундаментализмом», — подчеркивает Раис Сулейманов.
P.S. Наш разговор с политологом закончился на тревожной ноте — прощаясь, он предположил, что террористы не успокоятся и уже в самое ближайшее время перейдут к новым акциям. А через несколько часов после нашей беседы в Казани началась спецоперация по задержанию особо опасных преступников, готовивших теракт накануне Курбан-байрама. По не подтвержденным пока данным, один из преступников был убит, другой взорвал на себе пояс шахида. Как видим, тема ваххабитского подполья в нашем городе по-прежнему актуальна...
* Запрещена в РФ
Фото с сайта Rus-obr.ru