Нужно ли России образование по импортному лекалу? Жаркие споры о введении новой системы образовательных стандартов в стране не утихают и по сей день. Наша республика не исключение. Ведущие вузы Казани новую систему обучения (вхождение в Болонский процесс) начали внедрять у себя уже давно. Правда, с оговорками. На круглом столе, организованном порталом 116.ru, представители высших учебных заведений республики изложили свое видение проблемы.
Официально Болонский процесс стартовал 19 июня 1999 года, когда в итальянской Болонье министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования». Главная цель Болонской декларации – создание единого европейского пространства высшего образования. Ожидалось, что к 2010 году основные цели этого процесса должны быть достигнуты.
В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран. Россия в нём с 2003 года. Ведущие вузы Татарстана уже готовят бакалавров и магистров, используя свои стандарты и подстраивая европейскую систему под национальные особенности. Между тем в самой Европе Болонский процесс все чаще вызывает критику. Так, в Санкт-Галленском университете, который первым перешел на новую систему, большинство профессоров и доцентов не скрывает, что реформа негативно отразилась на образовательном процессе.
Татарстанские вузы в связи с переходом на новые образовательные стандарты уже ввели двухцикловое обучение (первый цикл длится не менее трех лет, второй должен вести к получению степени магистра или доктора) и балльно-рейтинговую систему (основана на подсчете баллов, «заработанных» студентом, за все виды учебной работы).
Поставщик сырья и бакалавров
Любопытно, что мнения по поводу Болонского процесса могут расходиться даже внутри одного вуза.
«Болонский процесс не догма, – уверена доктор социологических наук, начальник научно-методического управления Казанского государственного технологического университета Рушания Зинурова. – В новой системе каждый вуз может занять свое место, главное – его определить. Новый госстандарт образования дал нам возможность разрабатывать собственные образовательные стандарты, и эта свобода позволяет нам не зависеть полностью от Болонского процесса».
Однако по мнению доктора социологических наук, декана факультета управления, экономики и права КГТУ Андрея Тузикова, Болонский процесс – это всё-таки определенные рамки.
«Плюс этих рамок в том, что мы пытаемся выйти на мировой стандарт качества. Но в чужих стандартах всегда есть минусы, – предостерегает г-н Тузиков. – Во-первых, это сама система проверки знаний. Как можно оценить знания по истории или литературе тестами? Ведь это не математика! Во-вторых, Россия с новыми стандартами рискует превратиться в сырьевой придаток Европы. Российский бакалавр теперь может доучиться на магистра практически в любой европейской стране. Но если во времена Петра Великого обучившийся в Европе студент возвращался и трудился на благо родины, то сегодня вероятнее другой вариант: в Европе доучился – там и остался. Нам это невыгодно! Поэтому нашим вузам необходимо по-своему интерпретировать Болонский процесс».
А вот декан факультета менеджмента КГФЭИ Миляуша Биктемирова не видит большого криминала в утечке мозгов на Запад: «В нашем вузе сегодня сильнейшая магистратура по финансовому менеджменту. Наши бакалавры не менее конкурентоспособны. И если они попадут в Европу или США, то это прекрасно, это мировой процесс».
Воспринимать нужно не всё
И всё же, считают эксперты, стране, чтобы не «утонуть» в общеевропейском образовательном пространстве, необходимо иметь пространство своё, общероссийское.
«Сегодня все вузы занимаются разработкой образовательных стандартов. Эти стандарты третьего поколения сильно отличаются от стандартов первого или второго поколений. Они дают большие полномочия самим высшим учебным заведениям. И это хорошо, – считает ректор Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Радиф Замалетдинов. – Мы должны правильно это использовать и подтвердить позицию вуза и его коллектива в той или иной специальности или направлении. Во главу угла мы должны ставить качество образования».
К слову, о качестве. ТГГПУ первым среди вузов республики получил сертификат соответствия стандартам ISO. Этот сертификат – гарантия качества образовательного процесса в вузе.
Проректор КГУКИ Людмила Савич считает, что «Болонский процесс надо воспринимать лишь рамочно и перенимать не все». Одной из сложностей г-жа Савич назвала ввод в вузе балльно-рейтинговой системы. «Мы работаем в ней уже несколько лет. Но поначалу было сложно представить, как мы внедрим эту систему в подготовке актеров или музыкантов. Думали, легко будет с библиотекарями, потому что на этой специальности как раз традиционная форма обучения. Оказалось всё не так. Легче всего приняли балльно-рейтинговую систему музыканты. За ними пошел и весь университет. Получается, мы пошли своим путем, система внедрилась довольно благополучно».
«Что бы мы ни говорили, мы уже работаем в этой системе, – констатирует начальник отдела высшего образования минобрнауки РТ Татьяна Волкова. – На уровневое обучение перешли 16 государственных и 6 негосударственных вузов Татарстана. В республике работает 209 бакалаврских образовательных программ и 73 магистрские. И со временем количество специальностей только увеличится».
В авиапромышленности хватит места всем
Казанский приволжский федеральный университет, естественно, в стороне от Болонского процесса не остался. Вот только, по словам руководителя Регионального центра содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников КПФУ Рената Замалетдинова, «новая система обучения основана на предоставлении определенной свободы вузам, но много свободы – это тоже плохо. Нет четких ориентиров, что и как делать, и это тормозит развитие».
Не в восторге от вхождения в Болонский процесс оказались и представители Казанского государственного аграрного университета. Но особого выбора, похоже, нет. «Нас не спрашивают, – посетовал проректор по учебно-воспитательной работе КГАУ Хасан Фасхутдинов. – В Германии уже не в восторге от Болонского процесса. Но если бакалавры и магистры нужны, то будем готовить».
Хотя такая система, поделился личным мнением г-н Фасхутдинов, только вредит качеству обучения.
В КГТУ им. Туполева в вопросе Болонского процесса опираются на мнения коллег из главных аэрокосмических вузов страны. По словам проректора по учебной работе КГТУ им. Туполева Владимира Костина, в Московском авиационном институте высказываются против новых правил. «Там считают, что настоящего специалиста может подготовить только специалитет. А вот МГТУ им. Баумана, наоборот, вполне допускает бакалавриат и магистратуру. В итоге каждый вуз сам решает, как учить. Мы всех их слушаем и поступаем по-своему. У нас есть и бакалавриат, и магистратура, и специалитет».
В подтверждение своей мысли Владимир Костин озвучил мнение руководителя ОАК г-на Федорова. «Он считает, что все зависит от конкретного работодателя. За примерами далеко ходить не надо. В Казани, например, за подготовку профилированных бакалавров выступают и директор Вертолетного завода, и директор КМПО. А магистры больше нужны конструкторским бюро. И я это мнение поддерживаю».