Более 20 лет молчали об убийствах девушек в Алтайском крае, но вот о громком деле вспомнили. Следователи говорят, смогли найти маньяка. Барнаул и те его окрестности, где в нулевые годы находили останки, всколыхнулись. Следующий шок случился, когда стало известно, кого задержали. Оказалось, это Виталий Манишин, чиновник, который все эти годы занимался хозяйством и даже метил в кресло главы района. Через год после его задержания 69 томов уголовного дела об 11 убийствах дошли до суда. Корреспондент NGS.RU Ксения Лысенко побывала в селах, где родился и до последнего времени жил Виталий Манишин. Она выяснила, почему односельчане предпочитают не вспоминать давние события и всячески открещиваются от связи с экс-чиновником и что думают о подсудимом те, кто знал его в раннем детстве, а также родные жертв — некоторые из них приехали в суд с другого конца страны.
«Везде находят останки, не только здесь»
Шадрино, средних размеров село, разлеглось вдоль трассы Барнаул — Рубцовск. В советские годы здесь работал крупный колхоз, но в перестройку, как это обычно случалось, он развалился. Частные хозяйства сохранились благодаря единичным фермерам. Одно из самых больших — у Татьяны. Есть коровы, быки, несколько скакунов. Даже на табличке с адресом на стене серого дома изображены лошади — это особая страсть ее мужа Виталия Манишина.
В мае 2023 года его арестовали по делу об убийстве девушки, совершенном в 1989 году. Место преступления — село Зеленая Дубрава на краю Алтайского края, где родился и вырос Виталий. Кадры со съемки задержания просочились в Сеть и дошли до жителей Шадрино. Впрочем, сюрпризом они не стали: визит омоновцев в село, где живет чуть больше 600 человек, не заметить было невозможно. Арест тут же принялись обсуждать, тем более фигура подсудимого в селе известна едва ли не каждому — Манишин возглавлял Шадринский сельсовет, пока не перешел на работу в село покрупнее — Калманку. Там его и судят.
Через год Шадрино, насытившись обсуждениями, замкнулось и молчит. Да и статус односельчанина изменился, теперь он не подозреваемый, а обвиняемый, причем не в одном убийстве 35-летней давности, а в 11. В том числе и абитуриенток, поступавших летом 2000 года в барнаульский политех — в те годы серия исчезновений несовершеннолетних девушек получила огласку на всю страну.
— Уже все достали с вопросами, запросами. Заезжают и спрашивают, — недовольно бормочет продавец магазина в ответ на мой вопрос о том, где находится дом Виталия и Татьяны.
Похожая реакция и у других жителей села. Тема Манишина что-то вроде табу, поэтому даже те, кто родился и вырос тут, от разговоров увиливают под самыми разными предлогами: «живу на конце деревни и ничего не знаю», «своих проблем полно, поэтому не интересуюсь».
— Как бы... Кто знает, как, чего и как. Мне это неинтересно просто. У всех же свое мнение. Информация [о том, что Манишина обвиняют в убийствах] шокировала, но... Верится и не верится, вот что скажу, — улыбается Надежда, чьи окна выходят на дом Татьяны и Виталия.
Она, по ее словам, с семьей не общалась, а просто «знает, что они есть такие».
— У всех есть грехи, само собой. Обсуждать-то можно много чего, язык же, он без костей. Как девушек тут искали, помню, но тогда мы были молодые, как-то об этом не думали, — добавляет еще один сельчанин, не пожелавший представиться.
На вопрос, не было ли страшно в «нулевые», когда развернулась масштабная операция по поиску серийного убийцы, а лесополосу наводнили милиционеры, курсанты и военные, искавшие останки, мой собеседник только усмехается:
— Ну да, [останки] тут находили. Да, везде находят, не только здесь. Страна большая, везде что-нибудь творят. Пусть доказывают, может, частично и было что-то такое...
О том, кто такой Виталий Манишин, согласился поговорить его сосед Михаил Алексеевич, переехавший в Шадрино из Барнаула в 1996 году. Тогда он жил рядом с чиновником и его первой женой и дочерьми. Когда семья распалась, бывшая супруга Манишина забрала девочек и уехала в Барнаул. Общаться с ними экс-мужу запретила — почему так, Михаил Алексеевич не знает.
В 2001 году Виталий переехал в дом Татьяны, воспитывавшей после гибели первого супруга сына и дочь в одиночку. И хоть пара не была расписана, в селе сожителей называют мужем и женой.
— Нормальный мужик, как и все. Ничего не замечал, — пожимает плечами Михаил Алексеевич. — В колхозе ветеринарным врачом работал. Потом пошел... в сельсовет. Не пил вообще. С Татьяной нормально жили, драк я не видел.
Михаил Алексеевич тоже из числа тех, кто в вину Манишина верит с трудом.
Домик супругов выглядит пустым. Окна завешаны плотными шторами, а кое-где — тряпками. В первые месяцы после ареста мужа Татьяна еще общалась с журналистами. Рассказывала, как нанимает для него адвокатов, но тот от них отказывается.
Сейчас узнать, почему так происходило, невозможно — едва завидев нас на дороге у дома, она кричит, не выходя на крыльцо, что вызовет полицию.
Как вышли на Виталия Манишина
Дело об убийствах абитуриенток в 2000 году оставалось без движения почти 23 года. Хотя, как утверждают представители Следственного комитета и ГУ МВД по Алтайскому краю, материалы регулярно поднимались и по ним даже проводились оперативные действия. Потом их пересмотром занялась аналитическая группа, созданная специально для раскрытия такого рода глухих, но в прошлом громких дел.
Юлия Техтиекова, Лилиана Вознюк, Ольга Шмакова, Анжела Бурдакова и Ксения Киргизова пропали летом 2000 года из стен АлтГТУ, куда собрались поступать. Их исчезновения вначале не хотели объединять в серию. Пропажа последней девушки, Ксении Киргизовой — дочери крупного предпринимателя из Бийска, дала расследованию толчок. В том числе и потому, что отец Ксении выделил своих людей для оперативной работы. Останки абитуриенток были найдены в 2000–2002 годах в окрестностях села Бураново. Оперативники прочесали окрестные леса и наткнулись на останки и других пропавших ранее девушек. Причина смерти до сих пор была не известна.
В 2023 году, после ареста Манишина и его признания, стало известно, что девушкам он представлялся влиятельным человеком, способным устроить их на бюджетное отделение. Под этим предлогом он предлагал проехаться на его красной «шестерке», затем нападал. Изнасилованных и задушенных жертв выбрасывал в лесу возле трассы Барнаул — Рубцовск.
Виталий Манишин — не единственный подозреваемый в деле абитуриенток. Тогда, в «нулевых», одна из девушек, подававших документы в местный политех, заявила полиции, что к ней подходил мужчина с предложением помочь в поступлении. Студентка сумела опознать его и указала на местного торговца обуви Александра Анисимова. Против мужчины сыграло его прошлое — когда-то он привлекался к уголовной ответственности за кражи.
Он не стал отрицать, что действительно подходил к девушке, но сказал, что таким образом хотел познакомиться. Потом Александр Анисимов вдруг дал признание в убийствах и даже отправился на следственный эксперимент в одну из барнаульских многоэтажек. Оттуда, из окна, он якобы выбросил украшения одной из пяти пропавших абитуриенток. Но следственного эксперимента так и не состоялось — Александр Анисимов улучил момент и покончил жизнь самоубийством. Дело затормозилось.
История с погибшим Александром Анисимовым явно бросала тень на результаты нового расследования. Наверное, отчасти поэтому около месяца назад, весной 2024 года, краевые следователи и руководители МВД решили провести пресс-конференцию.
Правда, особой ясности она не внесла. Вот что известно точно: Виталия Манишина задержали из-за убийства 17-летней девушки, приехавшей погостить к бабушке с дедушкой в село Зеленая Дубрава в 1989 году. Остальные 10 убийств всплыли уже в ходе общения со следователями — о них Манишин рассказал сам. Следователь по особо важным делам краевого главка Следственного комитета Иван Зеленский называет это «сотрудничеством с целью смягчения наказания».
Выйти на Манишина, как говорилось на той пресс-конференции, удалось благодаря пересмотру дела 1989 года. Следователей интересовали в первую очередь совпадения по фигурировавшим лицам, месту сокрытия и способу убийства в похожих преступлениях.
— Ознакомившись в том числе с результатами психофизиологического исследования, это так называемый полиграф — потому что у нас были еще другие доказательства его причастности к тому времени, — Манишин принял решение сотрудничать со следствием, написал явку с повинной. В ходе следствия он указывал ряд мест, в том числе ранее неизвестных следствию. Такими данными мог обладать только тот человек, который совершал эти преступления, — заявил на конференции Иван Зеленский.
Какие еще доказательства, кроме полиграфа, были у следователей, он не уточнил.
В качестве примера такого неизвестного места, на которое указал Виталий Манишин, следователь привел место захоронения останков Лилианы Вознюк. Впрочем, в публикациях прошлых лет утверждается, что ее останки обнаружили еще в 2002 году.
Как подчеркнул заместитель руководителя регионального главка СК Александр Жеребцов, задержанный Александр Анисимов, когда был подозреваемым, в отличие от Виталия Манишина, новых обстоятельств по убийствам не сообщал. Узнать этого наверняка или перепроверить, конечно, уже никто не сможет.
— В поле зрения правоохранительных органов попал Анисимов, и у Манишина появился шанс отвести от себя подозрения и выйти из этой ситуации сухим, — так объясняет Александр Жеребцов 23-летнее затишье после убийства Ксении Киргизовой. — В 89 году было официально доказано его первое преступление, оно было совершено спонтанно, вызвано отказом девушки на его предложение интимной близости. И у него еще не было склонности к убийствам, потом она возникла. Мотив — однозначно сексуальный. Он насиловал и убивал с целью скрыть половое преступление.
На конференции представители СК также заявили: убийств, которые совершил Манишин, может быть больше.
«Сразу поняла, что он сволочной»
В Зеленой Дубраве, селе, где все началось в 1989 году, в отличие от Шадрино, историю с Манишиным не скрывают. Правда, тех, кто бы помнил преступника, когда он был молод, в живых почти не осталось. Виктор Анатольевич, бывший староста села, — один из таких.
В крохотном поселке 70 дворов, здесь все друг другу так или иначе приходятся родными. Вот и Виктор Анатольевич оказался дальним родственником Манишина.
— Мой отец и его отец — двоюродные братья. Мы, получается, уже троюродные. Но я, честно тебе скажу, не хотел бы такого брата, — машет рукой Виктор Анатольевич. — Жена его приезжала года три, наверное, сюда, ну первая, с которой он разошелся (свадьбу с ней играли в Зеленой Дубраве. — Прим. ред.). Говорила, что сразу поняла, что он сволочной. Сразу, понимаешь? Ну, наверное, что-то знала такое.
Первая жена, по словам Виктора Анатольевича, работала в вузе или колледже, была старше мужа лет на 12–15. Возможно, зная специфику ее работы, Манишин и придумал легенду, которую использовал в общении с абитуриентками, представляясь влиятельным человеком из политеха.
Ближайших родственников в Зеленой Дубраве у Виталия Манишина не осталось. Есть двоюродный брат, но тот, как говорит Виктор Анатольевич, запойный. Как выяснили журналисты «Базы», его показания тогда сыграли решающую роль в деле об убийстве в 1989 году. Следователям, приехавшим в поселок еще в 1990 году после обнаружения останков девушки, он якобы сказал, что погибшую видел на следующее утро, хотя к тому моменту она уже была мертва. Из-за этого расследование на тот момент продолжения не получило, а Манишин стал свидетелем вместо подозреваемого. Однако на пресс-конференции о показаниях родственника Манишина ничего не говорилось.
События 35-летней давности Виктор Анатольевич описывает так. Летом из Казахстана в Зеленую Дубраву приехала 17-летняя Людмила. Вечер она провела в компании «этих» — так он называет компанию, в которой был 19-летний Виталий Манишин, его двоюродный брат и еще двое друзей. Наутро Людмилы в селе уже не было. Старики решили, что девушка уехала в Казахстан, но вскоре стало понятно, что и до места назначения она не добралась. Останки Людмилы нашли через год возле села, в лесополосе.
— Потом скотник коров пас уже в сентябре. Собака начала рыть, он подъехал — куртка, давай копать — кости. Милицию вызвал, [а те говорят:] «Это ты!» И до того мужика затыкали, что он самоубился, — добавляет пенсионер.
А компания Манишина и его друзей продолжила веселиться и гулять.
— Их один раз пронесло, они тогда избили на водоеме парня. И отмазались, поехали в село к бабке с дедом [парня] и откупились шкурками. У всех рыльце в пушку. Я про Манишина и друзей. Они кентовались, бухали, чего тут только не делали, — вспоминает Виктор Анатольевич.
Знали ли об убийстве в 1989 году друзья Манишина, Виктор Анатольевич, кажется, для себя решил:
— Вы в это не верите, что ли? А я знаю, что они были в курсе сто процентов! Я вот, когда приезжаю в район, меня там много кто знает, вот в Родино (соседнее село. — Прим. ред.) кто-нибудь встретится моего возраста и говорит: «Виктор Анатольевич, ну как же вы так, вы чего такого бандюгу вырастили?» Вот как про Манишина говорят!
Найти контакты друзей, с которыми общался в одной компании Виталий Манишин в 1989 году, не удалось. Родственников погибшей 35 лет назад Людмилы в селе тоже уже не осталось.
«Он просто мерзавец и трус»
17 июня в село Калманка в суд привезли Виталия Манишина. Красное здание суда соседствует с администрацией, где до 2023 года преступник работал замглавы.
Сюда же на первое заседание приехали пострадавшие. Среди них — Владимир Киргизов с бывшей женой и сыном. В Алтайском крае они уже давно не живут, перебрались на юг. Оттуда и приехали на автомобиле с краснодарскими номерами.
Владимир Киргизов говорит, что с ним связались из Следственного комитета в мае прошлого года. Ему удалось прочитать признание Виталия Манишина, которое есть в деле. Его он называет «гладким», в отличие от истории с Анисимовым, когда тот сознался, но никаких конкретных деталей не сообщил. Сомнений в том, что это именно Манишин убил его дочь, у него нет.
— Версий тогда было много. И одна из версий была, что это кто-то из администрации. Полицию тогда шевелить невозможно было, они работали, как умели, как могли. Не доработали, но так это было в те годы, — тихо говорит Владимир Киргизов. — Вот смущает, конечно, что он (Манишин. — Прим. ред.) потом на дно залег. Значит, он — не патологический убийца. Наверное, такие есть. Тем более он — трус. Когда шум подняли, он просто напугался и затих. Человек, который убивает девочек, не может быть смелым, нормальным и простым человеком, с нормальными реакциями. Он просто мерзавец и трус, мягко скажем.
На заседание также приехали дети Валентины Михайлюковой — это единственная взрослая женщина, все остальные жертвы Манишина были юными. Ее он, по версии следствия, убил из-за корысти. Привлекли 9 тысяч рублей, которые погибшая готова была заплатить за устройство дочери на бесплатное отделение. Разговаривать с журналистами сын Валентины отказался.
Первое заседание заняло меньше часа. Виталий Манишин подтвердил вину, а судья разъяснила пострадавшим, что каждый из 11 эпизодов будет заслушиваться отдельно. Заседание по Ксении Киргизовой будет последним — именно ее считают последней жертвой Манишина.
Как объяснила адвокат Видана Ширшова, даже для особо тяжких преступлений есть срок давности, который составляет 15 лет. Он может быть продлен в случае, если преступника объявляли в розыск, а тот скрывался от следствия. Но Виталия Манишина в розыск не объявляли, однако он совершил преступления, за которые полагается пожизненное лишение свободы или смертная казнь (до введения моратория). Так что, применять ли освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока, будет решать суд.
Следователь по делу Виталия Манишина Игорь Зеленский это подтверждает. Он добавил: в его практике уже были преступления, совершенные в СССР, за которые виновные получили суровые наказания.