В «Нэфис» опять проблемы. В столовой предприятия отравились 89 человек. Из них 5 — работники самой столовой, остальные 84 — сотрудники «Нэфис». В больницу загремели 52 человека, еще 37 получают лечение амбулаторно. Диагноз: «сальмонеллез».
Подробнее рассказываем об отравлении и вспоминаем, в какие еще неприятные ситуации влипал крупнейший российский производитель бытовой химии и косметической продукции (так компания называет сама себя).
Предприятие, ныне известное как «Нэфис», основано в 1855 году и раньше называлось Завод братьев Крестовниковых. Сегодня в его линейке есть такие бренды, как AOS, BiMAX, Sorti, «Биолан», «Я родился». По данным системы «СПАРК-Интерфакс», в 2022 году выручка АО составила 28,5 миллиарда рублей, чистая прибыль — 3,7 миллиарда рублей. Также в группу компаний входит АО «Казанский жировой комбинат», которое производит майонез, кетчуп, джем под брендами Mr.Ricco, Kisoy, «Томаччо», «Ласка», «Миладора», «Азбука Кухни», «Чудесная семечка». Выручка компании за позапрошлый год составила 35,8 миллиарда рублей, чистая прибыль — 495 миллионов.
Отравление почти сотни человек
Когда в больницу загремели первые 40 человек, республиканский Роспотребнадзор поехал проверять столовую «Нэфис». Ну и как полагается, нашел целый список нарушений. Из основного:
несоблюдение условий хранения продукции;
просроченное сырье;
отсутствие документов на полуфабрикаты;
недостаточное санитарно-гигиеническое состояние производственных помещений;
нарушения по прохождению медосмотра и санитарно-гигиенического обучения персоналом.
По итогу из столовой предприятия должны были вынести на помойку 1 тонну продуктов. Всего 43 партии. Это уже начавшие гнить продукты, без маркировок, остатки еды с 15 марта, когда отравились сотрудники предприятия.
На отравление в «Нэфис» отреагировал республиканский следком. Там возбудили уголовное дело за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. На контроль дело взял глава федерального следкома Александр Бастрыкин.
Уже больше 20 лет за столовую на территории предприятия отвечает Мадина Сабиржан. Она ИП. По совместительству — депутат Казгордумы. С Сабиржан контракт уже расторгли.
25 марта в республиканском Роспотребнадзоре назвали причину массового отравления: больные сальмонеллой сотрудники заразили бактериями еду, которую готовили. Ну и есть пункт, что они не соблюдали санитарные требования во время готовки и игнорировали правила личной гигиены.
Просроченные подарки
В начале 2021 года «Нэфис Косметикс» попал в другую щекотливую ситуацию. Как писали наши коллеги из Inkazan, сотрудникам на Новый год подарили просроченные шампуни, бальзамы-ополаскиватели и маски для волос. Срок годности вышел полгода, а то и 2 года назад. Все средства были с родных конвейеров. В «Нэфис Косметикс» тогда объяснялись так: этими шампунями предприятие закрывает потребность сотрудников в бытовой химии (а это, между прочим, продукция первой необходимости). Однако как в подарки угодила просрочка, пресс-служба затруднилась ответить.
Претензии к товару
При этом у Роскачества не было вопросов к продукции «Нэфиса». В 2016-м эксперты даже признали кетчуп жиркомбината лучшим в стране. А вот с другой организацией с похожим названием — Росконтролем — у «Нэфиса» отношения не сложились. В 2019-м предприятию не понравилось, что исследователи признали детский порошок «Я родился» небезопасным, в 2021-м такие же претензии были к моющему средству AOS. Группа компаний повторяла, что Росконтроль — частная организация, поэтому может публиковать исследования «в интересах иных лиц». В обоих спорах завод защищал деловую репутацию в суде и оба раза выиграл.
Агитация во время выборов
Это, кстати, не последний случай, когда компания «Нэфис» угрожала судом, посчитав, что ее деловую репутацию опорочили. Вот совсем недавняя история: перед президентскими выборами в Сети появилась информация, будто бы к работникам предприятия во время обеда пришла агитатор. Она якобы призывала голосовать за конкретного кандидата, в противном случае пугая возвращением 90-х. При этом прийти на участок якобы нужно было именно 15 и 16 марта, так как «в последний день это делать просто стыдно», писали телеграмщики. В ответ на эти публикации «Нэфис» выслал авторам телеграм-канала претензию. В ней говорилось, что принуждение к голосованию «формирует негативное общественное отношение» к предприятию. АО требовало удалить публикацию.
Пожары на производстве
А теперь пролистнем старые сводки ЧП: за последние пару лет завод пережил два пожара. В мае 2022 года в центре Казани на территории «Нэфиса» вспыхнул склад макулатуры и гофропродукции. Тогда казанцы увидели необычную картину: к озеру Кабан подогнали автоцистерну, через дороги протянули рукава, чтобы доставить воду для тушения. По телеграму, как огонь, распространился слух, что якобы внутри здания хранится несколько десятков тонн глицерина, а это значит, есть угроза взрыва. Объект режимный, так просто туда не попасть, поэтому все ждали заявлений от спасателей. МЧС опровергло эти сообщения. Однако на месте пожарные говорили, что на горевшем складе всё же находился глицерин и именно это осложняло их работу. В итоге начавшийся в 6 вечера пожар тушили до ночи. Тогда обошлось без жертв и пострадавших.
О том, что произошло на территории «Нэфиса» в июле прошлого года, известно еще меньше (напоминаем: это режимное предприятие). Пожар якобы возник из-за воспламенившейся полиэтиленовой тары с порошком. Из огня спасли одного человека. На этот раз происшествие было не таким масштабным.
Странные схемы с владельцами
Кому принадлежит крупнейший производитель порошков и шампуней? Трудно сказать, ведь компания является акционерным обществом (АО), а значит может не раскрывать сведения о владельцах. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», крупным акционером является Наталья Клячина — ей принадлежит 28,6%, бывшему депутату Госсовета РТ Дмитрию Самаренкину — почти 20%. Депутат Госдумы и сооснователь группы компаний «Нэфис» в современном ее виде Ирек Богуславский в отчетах не фигурирует.
В 2018 году бенефициаром «Нэфиса» чуть не стала «Татнефть». Производитель порошков и мыла задолжал банкам 30,9 миллиарда рублей. Нефтяники выкупили этот долг с невиданным дисконтом — за 19 миллиардов. Так, «Татнефть» стала основным кредитором «Нэфиса», которая должна была заплатить ей 21,5 миллиардов рублей. Предполагалось, что на разницу нефтегигант выкупит акции завода. «Татнефти» могло бы перейти 49% акций. Как писали СМИ, совладельцы «Нэфиса», опасаясь выкупа «Татнефтью», решили сконцентрировать контроль в руках одного из них — той самой Клячиной. При этом Богуславский и гендиректор Казанского маслоэкстракционного завода Михаил Сыроватский вышли из капитала ГК.
Однако «Татнефть» так и не стала акционером. В 2020-м «Нэфис» закрыл свой 21-миллиардный долг перед нефтяной компанией, взяв кредит в Газпромбанке на 12 лет. Обе татарстанские структуры остались довольны сделкой.
Можно предположить, что контроль за «Нэфисом» остался у семьи Богуславских. Клячину называют супругой Ирека Борисовича и мамой Карины Богуславской — дочери депутата. В своих соцсетях Карина выкладывала фотографии с некоей Натальей, которую называла матерью.
Впрочем, дочка Богуславского тоже участвует в делах завода, как минимум номинально. Карина регистрировала товарные знаки, которые использует группа компаний «Нэфис». Это, например, «Биолан», BiMAX, «Я родился». Сейчас она судится с нижегородским конкурентом «Нэфиса», компанией «Синергетик». По мнению бизнесвумен, предприятие незаконно использовало в своей продукции обозначение «Я люблю свою семью» — похожий товарный знак закреплен за ней. Интересно, что третьим лицом в иске Богуславской значится АО «Нэфис Косметикс».
Младший сын семейства Тимур Богуславский не замечен в ведении бизнеса, связанного с «Нэфис». Он в первую очередь известен как автогонщик. При этом пилот выступал за команду с говорящим названием NEFIS Racing Division.
Да и сам Богуславский-старший, несмотря на формальный выход из группы, продолжает мелькать в релизах «Нэфиса». То компания по его инициативе дарит ранцы первоклассникам, то отправляет порошки в Белгород, то помогает приютам для бездомных. Долгое время пресс-служба «Нэфиса» называла Богуславского просто депутатом Госдумы от Татарстана. А как он связан с производством — не уточняла. Прошлой осенью парламентарий открыл благотворительный фонд «Нэфис», помогающий участникам СВО. Теперь его представляют как учредителя. А когда татарстанские СМИ нахваливали Богуславского и его благотворительные акции, заказчиком рекламы был указан «Нэфис».
* Экстремистская организация, деятельность запрещена и заблокирована на территории РФ.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!