Специальный летный отряд «Россия», который перевозит первых лиц государства (в том числе президента), хочет продать 2 самолета Ту-214. Корреспондент 116.RU поинтересовался у главного редактора Avia.ru Романа Гусарова, почему машины больше не нужны властям, не слишком ли они старые для полетов и в чем странность с покупателем.
В СМИ появилась информация, что президентское управление избавляется от лайнеров, которым больше 20 лет. Это их предельный срок эксплуатации.
— Само собой, СЛО «Россия» избавляется от старых самолетов. Это логично, все так поступают. Вопрос только в том, в каком техническом состоянии эти самолеты. Даже возраст не столь страшен в целом для самолета. Главное — техническое состояние и сколько будет стоить привести их в летное состояние, — объясняет Гусаров.
Оказалось, что даже отработавшие свое машины можно вернуть в строй. Продление срока эксплуатации — это достаточно серьезная и дорогая процедура, объясняет эксперт. Нужно провести аудит и в зависимости от износа обновить «внутренности», плюс бумажная работа. Без этого «самолет не стоит ничего, ровно ноль».
По словам источников «Коммерсанта» (который первым узнал о продаже лайнеров), восстановление каждой «тушки» обойдется в 1,5–2 миллиарда рублей. И это вдобавок к 3–4 миллиарда рублей, которые придется потратить на покупку самих бортов. Гусаров говорит, что встает вопрос — стоит ли вообще вкладываться, ведь их состояние неясно. Если их остаточный ресурс — год-два, то вряд ли они кому-то нужны. Так в чем смысл такого приобретения для пассажирских авиакомпаний?
— Ни в чем. Авиакомпаниям вообще невыгодно покупать. У них нет таких денег. Авиакомпания может взять такой самолет в лизинг на какой-то срок. Она не будет заниматься продлением ресурса, восстановлением. Ей это неинтересно, она должна взять уже летающий самолет и летать, зарабатывать деньги и выплачивать владельцу лизинговые платежи. Вот так сегодня устроена экономика, — рассказывает авиаэксперт.
Но источники журналистов всё-таки называют потенциального покупателя — авиакомпанию «Ред Вингс».
— Ну как покупатель, получатель, я бы сказал. Дело в том, что «Ред Вингс» входит в структуру «Ростеха». Он еще и управляет авиапромом (разработчик Ту-214 — Казанский авиазавод, ПАО «Туполев», тоже входит в «Ростех». — Прим. ред.). Поэтому покупателем будет «Ростех», если вообще будет. Если он решит, что летать можно, то может передать на несколько лет «Ред Вингс». Это, пожалуй, единственный возможный покупатель, — добавляет Гусаров.
Напомним, из-за санкций на Казанском авиазаводе возродили производство Ту-214. Российские власти надеются, что он заменит «Эйрбасы» и «Боинги». К концу 2024 года предприятие планирует заменить все импортные детали в Ту-214 на российские — это 13%. Мы поговорили с автоэкспертом, как будут ремонтировать полностью отечественные самолеты, если они сломаются за границей.