В совет директоров российского подразделения «Данон» вошли 2 бизнесмена, связанных с Татарстаном. Это зять казанского олигарха Яков Хачанян и владелец сыроваренной компании «Вамин» Минтимер Мингазов. Рассказываем подробнее о тех, кто получил контроль над российской веткой французского холдинга.
Всё началось с того, что несколько дней назад президент России своим указом передал доли иностранных компаний в АО «Данон Россия» Росимуществу. Пока только во временное управление. Теперь стало известно, что контроль над компанией получили люди, связанные с Татарстаном и Чечней.
Один из них — Яков Хачанян, который с 2018 года женат на Динарии, дочке владельца ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. Напомним, тесть строил многие объекты к Универсиаде-2013, в том числе незаконные ВИП-отели на берегу Казанки. Также ПСО получило многомиллиардный контракт на космодром Восточный. Хотя больше всего Зиганшина знают как строителя, срывающего сроки, и с которым потом судятся из-за качества работ и невыплаты зарплат.
Сам Хачанян тоже запомнился татарстанцам. Их пышная свадьба с Динарией прошла в комплексе «Свияжские холмы» (тоже, кстати, связан с Зиганшиным). На торжестве выступал король российской эстрады Филипп Киркоров.
В 2021 году зять бизнесмена дерзко скрылся от казанской полиции. Когда он прилетел в казанский аэропорт из Дубая, правоохранители хотели опросить его по делу о разбое. Оказалось, что московская полиция объявила его в федеральный розыск. Но Хачанян, видимо, беседовать с силовиками не желал. Он выбежал из терминала аэропорта и сел в подъехавший Land Cruiser. Полицейский схватился за ручку двери, и в этот же момент автомобиль тронулся. Водитель протащил правоохранителя по асфальту несколько метров. В итоге на того, кто был за рулем, возбудили дело о применении насилия к представителю власти, а история с розыском Хачаняна так и осталась незавершенной.
Судя по данным системы «Контур.Фокус», на Хачаняна записан небольшой бизнес. Он владеет 25% московского ООО «Системы экологического контроля», которое занимается утилизацией отходов. До 2020 года Хачанян возглавлял казанское ООО «Юлташ Логистик», которое продает строительные материалы. Сейчас учредителем и гендиректором компании числится сын Зиганшина Тимур. Ранее Хачанян также учредил в Москве строительное ООО «Гарантспецтех», но в прошлом году фирму вычеркнули из ЕГРЮЛ.
В совет директоров «Данон Россия» попал и председатель правления группы компаний «Вамин Татарстан» Минтимер Мингазов. Компания производит сыры и масло под собственным брендом. Семья Мингазовых в Татарстане имеет не последнее значение: его отец Вагиз Василович основал молочный холдинг «ВАМИН».
А вот во главе «Данона» встали представители Чечни. Председательствует в совете директоров Руслан Алисултанов, занимавший должность заместителя министра сельского хозяйства этой республики. Генеральным директором компании «Данон Россия» стал вице-премьер Чечни, министр сельского хозяйства Якуб Закриев.
Кстати, в Казани у «Данона» есть свой завод — «Эдельвейс». Раньше он входил в империю семьи погибшего депутата Госдумы Хайруллина, но в 2010 году вошел в семейство «Данон» и выпустил первый продукт под брендом «Простоквашино». На сегодня предприятие — крупнейший производитель сметаны в регионе.
На конец 2022 года активы «Данон Россия» оценивались в 21,5 миллиарда рублей. Компания получила выручку 92,9 миллиарда и чистую прибыль в 5,6 миллиарда рублей. Российское подразделение выглядело живым: например, в июне фирма получила несколько сертификатов соответствия Евразийского экономического союза на свои йогурты, сметану.
Французская компания еще в 2022 году заявила, что хочет отказаться от контроля над российским бизнесом из-за спецоперации. Предполагалось, что иностранцы всё же оставят за собой 25%, место в совете директоров, а также опцион на обратный выкуп.
На решение российских властей «Данон» ответил сдержанно. Компания «приняла его к сведению» и изучает ситуацию. В то же время производитель «готовится принять все необходимые меры для защиты своих прав как акционер».