Бренд DAMDAM появился 10 лет назад. Всё начиналось с хобби, но переросло в бизнес, одежду которого любит вся Башкирия и люди за ее пределами. Два друга шьют одежду, которую носят звезды и на которую оскорбляются политики. Один из основателей бренда Владлен Окунев рассказал UFA1.RU, как ведется бизнес на грани фола.
Из Колумбии в Уфу
Основатели бренда — Дамир и Владлен. Они познакомились в 2000 году. Тогда им было по 15–16 лет. Владлен интересовался рэпом, граффити и хип-хопом, а Дамир — дизайном и шитьем. В то время он делал одежду «парням с района», в том числе музыкантам, таким как Патрик, «ВИА Чаппа» и PIZZA.
— В Парке им. Калинина была тогда такая тусовка — Шадым, где собиралась вся творческая молодежь Уфы, — рассказывал нам Владлен. — Мы слушали музыку, танцевали брейк-данс, демонстрировали друг другу свои навыки. На общих творческих мотивах мы с ним и сошлись. Ведь мода, музыка, дизайн всегда шагали вместе. Так мы и познакомились, так и понеслось.
Шадымом называется ГДК. Еще в СССР его построил «Уфаоргсинтез». Тогда дворец назвали «Дворец культуры Уфимского завода синтетического спирта имени 40‑летия ВЛКСМ», или ДК УЗСС. Его сократили до Шадыма, так называется синтетический спирт.
Хобби Дамира переросло в бизнес. В 2012 году Дамир арендовал помещение на Октябрьском рынке и открыл первую мастерскую. Он создавал необычную по тем временам одежду: ассиметричные платья и джинсы, например. Ее носили диджеи, художники и вся творческая молодежь.
Название DAMDAM появилось неспроста.
— Оно произошло от имени создателя — Дамир, — говорит Владлен. — В детстве все называли его Дамбо — он был как слоненок, и уши у него были такие большие, своеобразные.
После окончания факультета технологии и дизайна УГНТУ Дамир переехал в Колумбию, где прожил три года. Свое дело на другом континенте он не забросил.
— Он хотел привнести частицу башкирской культуры за рубеж. Это было интересно тем, кто его окружал. В Колумбии кепки продавались, он объяснял всем, что это не просто три кружка. Люди пропагандировали любовь к Уфе на другом континенте, — рассказывает Окунев.
В 2016 году Дамир вернулся в Россию. В Москве они встретились с Владленом и за бутылкой кумыса поговорили о делах. В столице они носили кепки «Өфө», чтобы отличаться и не терять связь с родным городом.
— На Дамире я увидел очень необычную кепку, захотел такую же. Оказалось, он делает их сам. Так как мне очень нравилось, что делает Дамир, а в кармане у меня было 20 тысяч рублей, я решился вложиться в его дело. Так мы начали работать вместе.
Владлен 10 лет проработал в нефтяном бизнесе, но вложился в создание одежды, потому что в Уфе «не было стритвира и вообще уличной моды». Поначалу они закупали кепки и футболки и делали на них наклейки. Денег Дамир и Владлен ни у кого не просили. Бизнес продвигался через знакомых и знакомых знакомых. Через два месяца 30 подписчиков превратились в 30 тысяч. Сначала одежду закупали у поставщиков. Теперь основатели шьют сами, у них есть небольшая фабрика. Одежда продается онлайн и в магазинах партнеров по Уфе.
Одежда с юмором
Фишка бренда — футболки с юмором. Источником вдохновения выступает народ.
— Мы только перерабатываем городские легенды, фольклор, истории. Это квинтэссенция наших уфимских будней, даже не праздников. Городской фольклор через призму нашего творчества, — делится Владлен.
Есть футболки «Кутак», обыгрывающая логотип Kodak; «ННБТГ»; «Өчпочмак»; BDSM (это Белебей, Дюртюли, Стерлитамак и Мелеуз, а не то, что вы подумали). У покупателей свои любимчики есть, а у Владлена — нет:
— Если бы у вас было 10 детей, кого бы вы любили больше? Любимых нет, есть забытые и вновь найденные. Например, мне кто-то шутку рассказал, я ее записал и забыл. Через пару лет вспомнил, а она до сих пор актуальная.
Среди таких забытых — футболки с надписями «Кумыс» и Murtaza. Сейчас их перевыпустили.
— Зимой же проблема с кумысом, мы вот возродили. Кто-то кумыс пьет, а мы футболки шьем. «Муртаза» перевыпускается часто, легендарная футболка.
Хотя Владлен настаивает на том, что на футболках изображены не мемы.
— У нас мемов нет. Мем — это пошутили, посмеялись и забыли. Мы часто обращаемся в творчестве к 90-м, к 80-м, эта эпоха на нас повлияла, или к фигурам историческим. Например, чак-чак. У нас чак-чак как был в тренде, так и будет. Учпочмак тоже. Это устоявшиеся ценности, в которые мы добавили юмора — и получился дизайн, — говорит основатель.
Пока юмор у DAMDAM есть только на футболках и носках. Но креатив пошел дальше — бренд продает в комплекте три носка, а не два. Владлен объясняет это тем, что они часто теряются. Один носок уже не наденешь, а так достал из комплекта третий и пошел.
Креатив с носками на этом не кончился. В комплекте из трех штук они все разного цвета.
«Три носка — новое слово в дизайне»
— Мы выпустили первую в мире коллекцию из трех носков, такого еще никто не делал. Когда носишь пару, один всё время теряется, невозможно его найти. Мы решили запустить коллекцию, где пара — это три носка. Два носишь, один про запас. Они одного цвета, но с разными элементами. Один день ходишь с черно-красным и черно-зеленым, а на следующий — берешь запасной и носишь черно-зеленый и черно-желтый, например. Народу зашло, — делится Окунев.
Скрепа для уфимцев
Одежду начали выпускать такую, «чтобы понравилось всем: от депутата до художника».
— Смысл был один: объединить всех людей любовью к родному городу — вне зависимости от вероисповедания и социального статуса. Важно понимать свои корни, откуда корни растут. Город славится здоровым юмором. Если сравнивать с той же Казанью, в Уфе с этим точно получше, — объясняет Владлен Окунев.
«В Уфе за юмор морду не бьют»
Однако находятся те, кого шутки на одежде оскорбляют. Два года назад наша читательница возмутилась надписью Kytak на шапке, а в прошлом году детский омбудсмен попросила прокуратуру проверить DAMDAM из-за надписи Cutac Bash, стилизованной под логотип Chupa-Chups.
— Никто не оскорбился на самом деле. Мы в политику не лезем, пока она сама к нам не приходит. Я думаю, что это пиар всё же был политический. Как может юмор и национальный колорит кого-то оскорбить? Мы это делаем, чтобы поднимать настроение и дарить радость, такой смысл. Если вдруг кого-то это оскорбляет, заранее приносим извинения. Сейчас это модно. Простите нас, мы не со зла, — говорит Владлен.
По словам основателя, бренд ни от чего не зависит.
— До сих пор это у нас не бизнес, а хобби. Мы продолжаем творить, делать, что нам нравится, от души, — рассказывает основатель.
Мерч продается по всей России. Актуализировать для других городов его не будут, ведь бренд, по словам основателя, чисто уфимский.
— Где бы мы ни были, мы возвращаемся в Уфу. В современных реалиях это очень важно.