«Обеднение населения неизбежно», — говорила еще в марте доктор географических наук Наталья Зубаревич про будущее Татарстана. Мы решили узнать, изменилась ли на фоне всеобщего кризиса востребованность ломбардов и комиссионных магазинов в Казани. Сколько людей заходят за день и что несут в казанские ломбарды — читайте в материале Ольги Поляковой.
Захожу в первый попавшийся ломбард, он же по совместительству комиссионный магазин. В помещении, помимо кассира и оценщика, есть мужчина-покупатель. Он внимательно осматривает прилавок с телефонами. Позже, грязно выругавшись на их стоимость, удаляется, давая понять: он пьян. Кассир безмолвно провожает его уставшим взглядом. Вещей в витринах и на полках немного. В основном телефоны, наушники и бытовая техника — от электрического чайника до шуруповерта. По словам продавца, особого изменения потока клиентов он не заметил. А несут сейчас, как и раньше, в основном телефоны. Чаще, конечно, устройства на Android.
«Золото подешевело — доллар-то упал. Вот в конце марта 3360 цена за грамм была. Это как раз когда доллар был выше 100 рублей»
Дальше иду к оценщику. На рейд по ломбардам мы взяли немного золота, чтобы узнать, во сколько оно сейчас оценивается и часто ли сдают драгметаллы. Подходим к женщине в окне, просим взвесить и озвучить цену. Оказывается, что на продажу и на закладку цена золота разная. Сдавать с последующим выкупом будет дешевле, чем отдать украшения насовсем. По словам оценщика, золото сейчас одинаково приносят и на скупку, и под закладку. Но не слишком часто. Особенно последний месяц.
— Золото подешевело, доллар-то упал. Вот в конце марта 3360 цена за грамм была. Это как раз когда доллар был выше 100 рублей, — рассказала нам женщина в окне ломбарда.
Сейчас курс продажи золота в этом магазине — 2200 рублей за грамм. Так, нам предлагают 6380 за всё, что мы отдали на взвешивание. Сдавать отказываемся, впереди еще несколько ломбардов.
Идем в следующий. Он больше и расположен на оживленной проходной улице, но, кроме скучающих кассиров, внутри никого. А вот товаров на прилавках валом. Тут и бензопилы, и бытовая техника, и синтезатор, и даже пневматический пистолет. Еще из необычного: на стене висят метровые нарды. Но во главе магазина по-прежнему телефоны. Тут им отведена вся стена — от кнопочного тапика до iPhone 12.
«Он 13 iPhone у нас оставил, а 13 pro взял, он побольше. Обычно так и делают: покупают у нас новый и оставляют старый»
Вот рядом выставлено два идентичных телефона, но цена на устройства разная. Спрашиваю почему. Ответ: цена зависит от того, насколько бережно обращался с телефоном предыдущий хозяин. iPhone 12, например, оценили в 74 тысячи. Ценники в ломбарде придумывают, как выразился работник, из головы. На наше удивление от встречи с таким телефоном тут кассир рассказал, что у них оставляли и 13-й айфон.
— Ему [клиенту] просто было неудобно. Он 13 у нас оставил, а 13 pro взял, он побольше. Обычно так и делают: покупают у нас новый и оставляют старый. Телефоны обычно приносят, потому что ими чаще всего люди и пользуются, — рассказал кассир этого ломбарда.
Но вот в последние месяцы у них тишина. В день, по словам продавца, заходит не больше 20 человек. Тех, кто что-то сдает или покупает, еще меньше. Что ж, подхожу к кассе скупки золота. Прошу взвесить и озвучить цену. В этом магазине наши драгоценности оценили в 6400, на 20 рублей дороже, чем в прошлом. Но дело, видимо, в весах, поскольку тут курс такой же — 2200 рублей за 1 грамм.
Напоследок спрашиваю, много ли людей несут им золото. В ответ — тишина и презрительный взгляд. Видимо, женщине в окне не понравилось, что я не оставила у нее свои украшения. Идем дальше искать курс выгоднее.
«У нас большинство — свои постоянные клиенты. Те, кто не в первый раз сдает что-то, потом выкупает»
Для чистоты эксперимента зайдем в тихий магазинчик в подворотне. Он работает по принципу окошка. Все товары я могу рассмотреть лишь в метровом отверстии в стене. Но разделяет нас еще и молодой человека, который здесь и оценщик, и продавец. Ассортимент в этом ломбарде — комиссионном магазине куда скромнее, но, в отличие от предыдущих, здесь есть наручные часы. Чуть дальше видим утюги, чайники и, конечно, телефоны. Но iPhone тут всего один, остальные устройства на Android.
В этом магазине сотрудник тоже отметил, что телефоны и ювелирные украшения приносят чаще всего. По количеству посетителей продавец разницы в последние три месяца не заметил.
— У нас большинство — свои постоянные клиенты. Те, кто не в первый раз сдает что-то, потом выкупает. В день всегда по-разному людей приходит, наверное, больше 10, — рассказал нам кассир.
А вот наше золото он оценил в 6500 рублей. По курсу 2300 за грамм. И пока что это самое выгодное место для сдачи драгметаллов. Но кассир-оценщик подметил, что для сдачи золота мы пришли слишком поздно: оно сейчас подешевело. Еще пару недель назад его можно было продать по 2800 за грамм. На ноте упущенной выгоды мы прощаемся и идем в следующее заведение.
«Приходили бы раньше — сдали бы дороже. Сейчас доллар опять упал. Цена на золото ведь от него зависит. Серебро тоже приносят, но реже»
Заходим в полноценный комиссионный магазин. Относительно крупный. Расположен он недалеко от метро. Внутри также никого, только продавцы. Телефоны, удочки, микроволновая печь и с десяток ноутбуков. Композицию завершает телевизор в углу помещения. Здесь золото не скупают. Только продают то, что приносят казанцы. Сегодня, до обеда, к ним зашло всего 4 человека. Но впереди еще долгий рабочий день. Этот магазин работает круглосуточно. А ночью, по словам местного работника, люди заходят тоже. Но контингент, естественно, меняется.
Пятый ломбард ничем от других не отличался. Единственное, в нём принимают шубы. Но самих меховых изделий не было. Здесь наше золото оценили в 6400 за всё по курсу в 2150 рублей за грамм.
— Приходили бы раньше — сдали бы дороже. Сейчас доллар опять упал. Цена на золото ведь от него зависит. Серебро тоже приносят, но реже, — рассказала нам оценщик в этом ломбарде.
Очевидно, что последние события в мире ударили по ломбардному бизнесу в Казани. Поток покупателей снизился, как и в других магазинах. Цена на продажу золота плюс-минус везде одинаковая. Но если она, что логично, зависит от курса на валютном рынке, то оценку других предметов бывшего использования проводят работники ломбардов и комиссионных магазинов на глаз. Причем сами они этого даже не скрывают.