![](https://n1s1.hsmedia.ru/00/f8/c3/00f8c330cb8d9ed159c00673bc34cc91/656x438_1_da0c7f8e5385a0d77432f299855cb86d@1920x1280_0xFqemYULJ_3578059266473170069.jpg.webp)
«ММК-Лысьвенский металлургический завод» находится в Пермском крае, но его продукцию можно увидеть по всей стране. Это сэндвич-панели, заборы, металлочерепица и даже автомобильные кузова. ММК-ЛМЗ устроил экскурсию и показал производство оцинкованного металлопроката с полимерными покрытиями, включая новинку — прокат под брендом SteelArt.
ММК-ЛМЗ производит оцинкованный металлопрокат, причем делает это именно методом электролиза. Так что можно задать нужный слой оцинкования и даже менять его в процессе оцинкования. Другая особенность производства в том, что металл тут же покрывают полимерным покрытием.
В ближайших планах компании — запустить производство двух новых видов продукции.
— В связи с пандемией стали очень востребованы продукты с так называемым антибактериальным покрытием, например, при строительстве больниц, — отметил директор ММК-ЛМЗ Алексей Кузнецов. — Мы готовим к выпуску покрытие, устойчивое к постоянному использованию средств обеззараживания и не способствующее распространению бактерий. Мы уже провели лабораторные испытания и вскоре будем выходить на промышленное производство. Также есть востребованность в антивандальных покрытиях, чтобы все рисунки с поверхности металла можно было легко стереть.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1e/af/a0/1eafa0c0b5a0d40e5d0e9b43c402a173/656x438_1_52bc7ae86e8f4fe07de9b42442b0d740@1920x1280_0xfZ81Djqy_8444126204884368479.jpg.webp)
Готовые рулоны с черным металлом поступают в Лысьву с головного предприятия — Магнитогорского металлургического комбината. Весь технологический процесс проходит на агрегатах-тандемах. Сюда запускают полосу металла длиной больше километра, которая шаг за шагом проходит несколько стадий. Первая — правильно-растяжная машина, чтобы лист металла был идеально ровным. Вторая — очистка водородом, кислородом, а также серной кислотой и щелочью. Это позволяет убрать самые мельчайшие загрязнения, чтобы покрытие держалось как можно дольше. Третья — оцинкование в ваннах анодами и электролитом. Здесь в зависимости от скорости прохождения полосы и силы тока регулируется толщина цинкового покрытия.
И только после этого начинается покрытие полимерами. Это сложный многоступенчатый процесс.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b6/6b/25/b66b25c45ad9fc19a070e2ce466d4bc4/656x438_1_25692ecd8e436750bce9ca097db0f2c2@1920x1280_0x2sPXMww0_0241589096591516938.jpg.webp)
— Полоса попадает в камеру, где наносится грунт, а потом заходит в пятизонную 48-метровую печь, где грунт высушивается при 232 градусах, полимеризуется и охлаждается. Только после этого полоса возвращается на покраску, — рассказал начальник управления качества ММК-ЛМЗ Юрий Мазунин. — Мы используем промышленные полимеры, которые просто так на воздухе не высохнут, поэтому необходима специальная печь.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/a7/32/c1a732984cc8b7bc07c9599307990693/656x438_1_3c847e5928c2c73db6a20edf58df6a60@1753x1168_0xc8M42pY8_8227255585471933295.jpg.webp)
Нанесение полиэфирной эмали происходит в специальной камере. В арсенале ММК-ЛМЗ множество цветов, но в основном используются около 30. Работают как с иностранными поставщиками, так и с отечественными производителями красок.
В самом конце процесса продукция проходит этап визуального контроля — специалист метр за метром проверяет весь лист на предмет дефектов. И если их находят, то рулон отправляют в брак. Но случается это крайне редко — примерно в половине процента.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9a/36/fd/9a36fda23f1e838e84f36fef924a9d09/656x438_1_ba04bfaa53a363bf5111ae5ba33b1516@1920x1280_0x9NQvOJ0J_8606454483082028937.jpg.webp)
На предприятии есть отдельная линия электрооцинкования автомобильного листа. Эта продукция отправляется на автозаводы для производства кузовных деталей. Объем этой специфической продукции сравнительно небольшой — около тысячи тонн в месяц, но это можно назвать данью традиции и знаком качества.
Изюминка ММК-ЛМЗ — это производство металлопроката SteelArt с декоративным покрытием. Его используют в строительстве при отделке фасадов и крыш, а также на внутренних работах. Он хорошо впишется в качестве декоративных элементов на стеновых панелях, при отделке каминных зон и дверей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c1/fe/13/c1fe13284514a7d5d5ca8d9c6657f2ab/656x438_1_072a8688907ad74c3fd3875fd1b23fec@1920x1280_0x0SRPpN8l_7966651213257560977.jpg.webp)
Этот металлопрокат может быть как одноцветным с матовым покрытием, так и с рисунком, например, камуфляж, а также похожим на камень, кирпич или дерево. В каталоге лысьвенского завода — большой ассортимент рисунков и фактур: гладкие «дикий камень» или «кирпич», шероховатые «кварцевый сланец», «античный дуб» или «орех».
SteelArt производят по похожей технологии, но на более современном оборудовании. В декоративном покрытии слоев полимеров больше, чем в обычном. При этом все их нужно как следует просушить.
В сутки на ММК-ЛМЗ производят до полутора тысяч тонн продукции.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/87/47/a4/8747a419e507cbfe555595b0439d5c9d/656x438_1_931f2679b8ed37550722bbaacc318d65@1920x1280_0xxXZwvMYa_4315959310910056419.jpg.webp)
— 2021 год для нас был достаточно успешным, — отметил директор предприятия Алексей Кузнецов. — Небольшие ограничения, которые накладывает пандемия, конечно, сказались и на нас, и на потребителях. Но при этом по сравнению с предыдущим годом мы выпустили продукции на 5% больше, чем в 2020-м — 280 тысяч тонн. На рынок мы смотрим с оптимизмом и на 2022 год ставим себе целью производство 300 тысяч тонн металлопроката.
«ММК-Лысьвенский металлургический завод» работает с крупными клиентами и малым бизнесом по всей России и за рубежом. Особенно популярна продукция лысьвенского завода в Поволжье, Сибири, на Урале, а также в странах СНГ. Доставка возможна как грузовиками, так и по железной дороге.