Магазины отмечают рост продаж электроники и мобильных устройств. Правда, на этот раз, в отличие от декабря 2014 года, россияне вкладывают в технику не собственные сбережения, а заемные деньги. Эксперты связывают покупательский ажиотаж с резким обвалом рубля.
В январе возник небывало высокий спрос на потребительские кредиты на покупку современных гаджетов и электроники, отмечают в торговой сети «Связной». «Традиционно в январе наблюдается спад по сравнению с концом года, но в этом году объемы выдач кредитов в первый месяц года находятся на уровне октября-ноября, что нетипично. Так, 21 января продажи в «Связном» выросли примерно на 30–40% к предыдущему дню», – поделилась руководитель пресс-службы ритейлера «Связной» Мария Заикина.
Аналогичная ситуация наблюдается в салонах МТС. «В последние дни растут покупки в кредит, причем особым спросом пользуются именно самые дорогие устройства – в денежном выражении объем выданных кредитов вырос в 4,5 раза», – рассказал директор розничной сети «МТС» на Урале Даниил Хрусталев.
Ритейлеры объясняют такой всплеск снижением реальных доходов населения. «Далеко не каждый сегодня может оплатить полную стоимость товара. Также в январе федеральные ритейлеры активно продвигают программы кредитования и рассрочки, что стимулирует пользоваться заемными средствами», – пояснила Мария Заикина. Наблюдая, как с каждым днем валютный курс растет, покупатели стремятся совершить покупку премиальных гаджетов, приобретение которых ранее откладывали, добавил Даниил Хрусталев.
В банках подтверждают, что количество POS-кредитов в торговых точках, выданных на покупку устройств мобильной связи, выросло с начала года почти вдвое в сравнении с январем прошлого года. При этом в пресс-службе «Хоум Кредит Банк» отметили, что количество кредитов на бытовую технику и электронику выросло в 1,5 раза.
Финансовый аналитик группы компаний «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин считает, что рост числа покупок в кредит может происходить на фоне ожиданий повышения ключевой ставки ЦБ РФ на ближайшем заседании в конце января. «Как показывает практика, вслед за повышением ключевой ставки наблюдается рост ставок и по потребительским кредитам. Однако ситуация 2014 года, когда в магазинах начали повально скупать бытовую технику в преддверии скорого подорожания, вряд ли повторится из-за ограниченных финансовых возможностей российских семей», – добавил эксперт.
Что же касается сегмента бытовой техники, то шквала желающих закупиться в кредит пока не наблюдается. Директор департамента сервиса компании «Эксперт-РБТ» Сергей Логиновских объясняет это тем, что время финансовых трудностей заставляет людей по-другому расставлять приоритеты в своих желаниях. «Период "хотелок" у общества уже прошел, сейчас покупатель осознанно подходит к решению приобрести что-то из бытовой техники, оценивая реально, нужна ли ему эта покупка», – поделился Сергей Логиновских.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com