В связи с кризисом банки сокращают сотрудничество с ритейлерами до крупных сетей, отрезая региональные компании. По словам представителей кредитных организаций, это обусловлено увеличением числа банкротов среди компаний и ростом мошенничества при кредитовании. Эксперты предрекают, что на место ушедших игроков рынка придут менее разборчивые – микрофинансовые организации (МФО), что впоследствии приведет к удорожанию заимствований для граждан.
О том, что банки начали урезать сотрудничество с региональными компаниями, с «Коммерсантом» поделились участники рынка. «Альфа-Банк» уже сократил количество региональных партнеров на 15%, а «ХКФ-банк» – на 5%. Оба банка входят в тройку лидеров по объему портфелей POS-кредитов на 1 ноября, по данным Frank Research Group. «Русфинанс-банк» планирует сократить долю неэффективного регионального сотрудничества на 15%.
Основной причиной текущей тенденции является рост рисков. «В условиях отсутствия доступа к кредитным деньгам некоторые предприниматели могут идти на различные схемы – например, кредит выдается, а покупка не оформляется», – объясняет заместитель председателя правления «ХКФ-банка» Александр Антоненко. По его мнению, преобладает такая схема преимущественно в мебельных магазинах. Помимо этого, на решение банка о выходе из точки влияют ее рентабельность, а также качество выдаваемых в ней кредитов. «Держать сотрудника в магазине, ежемесячный объем выдач в котором не превышает 200-300 тысяч рублей, попросту нерентабельно, так как банк не окупает своих затрат на присутствие в этой точке», – добавил Александр Антоненко.
Ухудшение финансового состояния большинства некрупных ритейлеров – вторая базовая причина подобных перемен. «У нас число партнеров в регионах сократилось из-за многочисленных банкротств самих компаний», – прокомментировал директор по развитию массового сегмента «Альфа-Банк» Дмитрий Жиздюк.