Несмотря на увеличение лимита выплат по ОСАГО, этих средств не всегда хватает для того, чтобы компенсировать нанесенный ущерб при ДТП. Разницу приходится взыскивать с виновника аварии. Но не все лихачи готовы платить за свои ошибки, и тогда страховщикам приходится подключать коллекторов.
Автоюристы отмечают, что до вступления в силу поправок в закон об ОСАГО лимита выплат в 120 тысяч рублей едва хватало, чтобы расплатиться с пострадавшими, и суды были буквально завалены делами о взыскании «недостачи». Увеличение компенсации до 400 тысяч рублей, которая теперь выплачивается на каждого пострадавшего, несколько облегчило ситуацию. Но если автомобиль дорогой или разбит буквально в хлам, допустимой суммы все равно не хватает. «У нас рассматривается дело по Volkswagen Touareg на 900 с лишним тысяч рублей. Машина дорогая, плюс фронтальный удар – повреждены передняя часть и все, что под капотом», – рассказала начальник юридического отдела ООО «А4» Юлия Боговина.
Если автомобиль потерпевшего застрахован только по ОСАГО, ему выплачивается максимум 400 тысяч рублей. Остальное он самостоятельно взыскивает с виновника, а тут уж как повезет. «Законом предусмотрена возможность вместе с исковым заявлением в суд подать заявление о принятии обеспечительных мер. На стадии подготовки дела к производству выдается исполнительный лист, который направляется приставам. И они арестовывают имущество виновника в пределах суммы исковых требований. Таким образом, ответчик не успевает освободиться от имущества», – подчеркивает Юлия Боговина. Остальное зависит от платежеспособности виновника.
Если есть еще и страховка по каско, ущерб сначала оплачивает страхования компания пострадавшего, а потом взыскивает с виновника. «ОСАГО страхует гражданскую ответственность водителя, если он становится виновником ДТП. У пострадавшего два пути: либо он получает возмещение по каско, либо он получает возмещение по ОСАГО за счет виновника, – добавил автоюрист Юрий Панченко. – При возмещении по каско страховая компания обращается в компанию виновника. Если лимита по ОСАГО не хватает, взыскивают напрямую с виновника». Это право требования называется суброгацией.
За последний год объем задолженности в сегменте автострахования вырос на 24% и составил 25-27 млрд рублей, свидетельствуют данные коллекторских агентств. На статистику повлияли падение платежеспособности граждан, рост стоимости запчастей, а также популярность автокредитования, при котором обязательно каско. Страховщики стараются решать дела в досудебном порядке через переговоры, предлагая виновнику скидки и рассрочки. Но сейчас должник совершенно другой: не боится ни суда, ни следствия. Поэтому приходится прибегать к действиям коллекторов. «Фактор третьей силы в лице коллекторского агентства, как правило, приносит положительный результат в коммуникациях с подобными должниками, – добавила руководитель управления суброгации «АльфаСтрахование» Александра Селиванова. – Частота и алгоритм передачи суброгационных убытков на аутсорсинг зависят от бизнес-процессов каждого страховщика. Для «АльфаСтрахования» это восемь месяцев. Нет смысла формировать у себя иллюзию по увеличению эффективности работы по истечении этого срока».
«В части процедуры взыскания убытков с виновников при недостатке лимитов у страховщиков, как правило, выстроены юридические процессы по взысканию задолженности, и в этом направлении работают юридические службы. Чаще используют процедуры исполнительного производства с привлечением приставов. Встречаются случаи привлечения коллекторов, но нельзя сказать, чтобы это было распространенной практикой», – добавил руководитель дирекции по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников.
Пока доля страховых денег в портфелях коллекторов составляет около 5%. Средний объем долга – 75 тысяч рублей. Сами коллекторы отмечают, что работа со страховыми долгами намного труднее, чем с банковскими – автомобилисты не понимают, почему образовалась задолженность. «Если долг за услуги ЖКХ или перед кредитором для должника понятен, но он отказывается по нему платить по тем или иным причинам, то сообщение о долге перед страховой компанией ему не понятно – он заплатил деньги за страховку и считает, что больше ничего не должен», – отмечает президент «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева. Причем, по ее мнению, вина лежит не только на нерадивых автомобилистах, но и на самих страховщиках, которые при оформлении договора плохо разъясняют условия и не информируют о возможности, например, расширить лимит ОСАГО.
Вместе с тем у виновной стороны есть «аварийный выход» – оспорить сумму нанесенных повреждений через судебную экспертизу. Если результаты обследования будут в пользу виновника, он уменьшит сумму выплат или избавится от них вовсе. Причем, как отмечает Юрий Панченко, за саму экспертизу заплатит пострадавшая сторона.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com