Позволить родителям, имеющих двоих детей, тратить материнский капитал на покупку автомобиля, – с таким предложением выступили законодатели.
Инициаторами изменений выступили ростовские депутаты. Как говорится в пояснительной записке к документу, существующие меры господдержки семей являются «недостаточно стимулирующими для увеличения рождаемости». «В настоящее время ввиду успешной реализации различных форм государственной поддержки в решении жилищной проблемы все больше семей не нуждаются в улучшении жилищных условий. Направление материнского капитала на получение образования ребенком (детьми) и формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин являются отложенными потребностями, о которых молодые семьи еще мало задумываются. Особенно это касается возможности повышения уровня пенсионного обеспечения», – считают депутаты.
Госдума может рассмотреть проект уже в осеннюю сессию, и, если поправки будут одобрены, закон вступит в действие со следующего года. По мнению автора документа, председателя фракции «Справедливая Россия» Заксобрания Ростовской области Сергея Косинова, принятие законопроекта усилит стимулирующую роль материнского капитала и, как следствие, повысит рождаемость в стране.
Однако документ также прописывает ряд обязательных условий. Во-первых, приобретаемый автомобиль должен быть новым и выпущенным на территории России.
«Это означает, что автомобиль должен быть произведен на одном из заводов страны, не обязательно под российским брендом, – поясняет эксперт авторынка Василий Лебедев. – Так, помимо привычной «Лады», на АВТОВАЗе уже выпускаются автомобили под брендом Nissan, скоро к ним добавятся Renault и Datsun. Также на территории России выпускаются автомобили таких марок, как SKODA, Volkswagen, Peugeot, KIA, Hyundai и Toyota».
Как рассказал Василий Лебедев, в сумму до 450 тысяч рублей (именно таким с учетом индексации должен быть размер материнского капитала в 2015 году. – Прим. авт.) попадают средние комплектации «Гранты» и «Калины», чуть выше базовой – Renault Logan и Sandero, базовые KIA Picanto, а также китайские Lifan и Chery. За остальные автомобили придется доплатить.
Кроме того, по аналогии с покупкой жилья, автомобили, купленные на мамин капитал, должны будут оформляться в долевую собственность на родителей и детей. При этом масса автомобиля значения не имеет, нет ограничений и по цене приобретаемого автомобиля.
Впрочем, статистика Пенсионного фонда свидетельствует о том, что жилищный вопрос по-прежнему актуален для многих семей. Так, больше половины выданных сертификатов с начала действия программы были потрачены именно на улучшение жилищных условий, в том числе и с помощью ипотеки.
«У многих семей есть проблема – как воспользоваться материнским капиталом, – считает мама двоих детей Наталья. – Конечно, идеальный вариант – недвижимость, уже имеющаяся ипотека (желательно – взятая до 2009 года, тогда можно перечислить маткапитал, не дожидаясь трехлетия ребенка). Второй по ценности вариант – детский сад. Но жилье покупать слишком сложно при такой высокой стоимости квадратного метра, а сумма маткапитала невелика. На образование не всем нужно, равно как и на лечение. Поэтому расширение сферы использования этих денег позволит людям хоть как-то ими воспользоваться».
Размер материнского капитала ежегодно индексируется с учетом темпов роста инфляции. Так, с начала действия программы размер материнского капитала составлял 250 тысяч рублей, в 2013 году – уже 429 408 рублей.