RU116
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Казани

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

0 м/c,

752мм 71%
Подробнее
USD 88,44
EUR 96,24
Бизнес Полсотни страховщиков – кандидаты на вылет

Полсотни страховщиков – кандидаты на вылет

Автовладельцы в скором времени могут столкнуться с серьезными проблемами при покупке страхового полиса. Ужесточение требований к активам, резервам, устойчивости и платежеспособности страховщиков, а также неопределенность на рынке ОСАГО могут привести к тому, что через полгода с рынка уйдут 50-70 страховых компаний. В зоне повышенного риска – автострахование и сельхозстрахование с господдержкой.

В ближайшие месяцы количество работающих на рынке страховых компаний может сократиться на 50-70 игроков. О предстоящей «зачистке» страховых компаний рассказал заместитель председателя Службы Банка России по финансовым рынкам Игорь Жук. Он также отметил, что СБРФР решила применить лицензионные санкции к шести страховым компаниям, не предоставившим отчетность за прошлый год. Об усилении надзора за страховыми компаниями Центробанк начал говорить еще в начале осени. Тогда первый замруководителя службы Банка России по финансовым рынкам Владимир Чистюхин сообщил, что сейчас отрасль страхования находится в «нижней точке». Напомним, полномочия по регулированию финансовых рынков переданы Банку России с сентября этого года.

«Закономерно, что объединение служб, отвечающих за страховой и банковский надзор, приведет к установлению единых правил игры на финансовых рынках для банков и страховых компаний. Как ожидается, контроль над прозрачностью и финансовой надежностью страховых компаний будет усиливаться», – комментирует заместитель директора филиала ОАО «СОГАЗ» Татьяна Хасанова, добавляя, что не исключено, что в результате этих действий отдельные страховые компании будут вынуждены уйти с рынка. По ее словам, если в 2003 году в стране было 1397 страховых компаний, в 2010 году – 625, то к июню этого года осталось только 443 организации, то есть за прошедшие десять лет количество игроков сократилось втрое. «Этому способствовало повышение требований к минимальному уставному капиталу страховых компаний, введение с 2013 года обязательной отчетности по международным стандартам, ужесточение требований к активам, резервам, устойчивости и платежеспособности страховщиков», – поясняет эксперт.

Особое внимание регулятор собирается уделять качеству активов страховых компаний. «Нам бы хотелось, чтобы это были реальные, действительно ликвидные активы», – подчеркнул Владимир Чистюхин, указав, что бывают случаи, когда у той или иной компании отзывается лицензия, а потом выясняется, что «ничего в ее активах не существует». «Это какие-то непонятные векселя или какие-то ценные бумаги, которые невозможно предъявить к исполнению, никаких активов нет», – пояснил Владимир Чистюхин. По оценкам «Эксперт РА», порядка 20% инвестиций страховых компаний можно назвать фиктивными (по данным компаний из топ-150). Еще пять лет назад доля фиктивных инвестиций была близка к 50%. «В тоже время у десятков компаний доля фиктивных инвестиций зашкаливает за 80%. В первую очередь в зоне риска компании, работающие с социально значимыми видами страхования – автострахованием и сельскохозяйственным страхованием с государственной поддержкой», – комментирует заместитель руководителя отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Наталья Комлева. По ее словам, именно эти компаниями станут объектом особого внимания регулятора.

По мнению Натальи Комлевой, то, как повлияет уход с рынка еще 50-70 игроков, будет зависеть от размера ликвидированных компаний. К примеру, в прошлом году рынок покинули 100 страховых, не сумевших увеличить уставной капитал в соответствии с новыми требованиями, но рядовые граждане этого практически не почувствовали. «Тогда как банкротство одной ОСАО «Россия» в этом году коснулось сотен тысяч человек – число действующих договоров на момент отзыва лицензии превышало 800 тысяч», – поясняет Наталья Комлева.

Страховые фонды должны быть достаточно большими, чтобы страховая компания была способна исполнять свои обязательства, добавляет Татьяна Хасанова. «Небольшим компаниям все сложнее конкурировать с ведущими крупнейшими игроками – меняется потребительское поведение страхователей, подавляющее большинство клиентов делают выбор в пользу гарантии выплат, а не наименьшей цены. Поэтому сценарий, согласно которому через три-четыре года на страховом рынке останется сотня игроков, вполне реалистичный», – считает она. По ее словам, малого бизнеса в страховании нет, и уже сегодня на долю 20 крупнейших страховых компаний приходится 80%.

Именно сфера ОСАГО больше всего настораживает экспертов. «Рост выплат заметно превышает рост взносов, а в некоторых регионах уровень выплат перевалил за 80%. В этих регионах уже сейчас автовладельцы испытывают трудности в покупке полисов ОСАГО», – комментирует Наталья Комлева. При этом размера компенсационного фонда РСА (пять миллиардов рублей) после погашения обязательств ОСАО «Россия» (1,6-2,3 млрд рублей, по оценкам РСА), у союза останутся средства на компенсацию в случае банкротства только одной или двух крупных компаний. «Сегодняшние высокие темпы убыточности ОСАГО, которые во многом порождаются ростом количества автоюристов, воспользовавшихся мнением Верховного Суда РФ о распространении закона о Защите прав потребителей на работу по ОСАГО и создавших целую новую отрасль (получение дохода на страховых выплатах), могут привести к ситуации, когда компании, работающие рынки ОСАГО могут начать процедуру банкротства из-за высокой убыточности, перестав отвечать по своим обязательствам, либо резко уменьшить количество выплат», – считает руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров. По его словам, это приведет к тому, что за такие компании будет платить РСА, и если ситуация не изменится, то существующий компенсационный фонд РСА быстро исчерпает себя.

В связи с этим эксперты рекомендуют сегодня особенно внимательно отнестись к выбору страховой компании. «Нужно обращать внимание на то, как долго компания работает на рынке, есть ли у нее международный рейтинг надежности. Страховой договор, как правило, «растянут» во времени. И клиент должен быть уверен, что при наступлении страхового случая компания выполнит все свои обязательства», – рекомендует Татьяна Хасанова. Кроме того, признаками проблемности страховщика остается увеличение сроков выплат и рост числа жалоб в РСА и регулятору.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем