Бизнес Кредитный бум: взгляд экспертов

Кредитный бум: взгляд экспертов

Спрос на кредиты по прежнему высок, растет и уровень просрочки. Тенденции и проблемы потребительского кредитования стали одной из ключевых тем на VIII ежегодной конференции Альфа-Банка «Российский банковский сектор: замедление темпов роста. Поиск решения».

От количества к качеству

Несмотря на замедление темпов роста кредитования, спрос на кредиты по-прежнему высок, отмечают эксперты. «Стремление населения к потреблению сохраняется, люди по-прежнему охотно берут кредиты, – констатирует председатель совета директоров банковской группы «Альфа-Банк» Петр Авен. – Такая ситуация достаточно опасна, даже не с точки зрения масштаба, а с точки зрения динамики. Это один из факторов надувания пузыря, который ведет к экономическому кризису».

«Долг на душу населения за десять лет вырос почти в восемь раз, количество кредитов на одного заемщика также растет», – говорит руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Алексей Коровин. Однако, по словам эксперта, в разрезе регионов этот рост неравномерен. Если с 2004 по 2008 год темпы розничного кредитования по регионам были сопоставимы, то после кризиса отдельные субъекты страны показали очень высокий рост. Еще одна тенденция – среднегодовой рост кредитного портфеля растет быстрее в непромышленных регионах. Причина проста – динамика просрочки в регионах, где промышленность развита, до 2009 года была достаточно высока, поэтому банки здесь работают более осторожно. В целом, по мнению эксперта, основными драйверами роста в следующем году останутся кредитные карты и кредиты наличными.

По словам главного управляющего директора Альфа-Банка Алексея Марея, несмотря на снижение, темпы роста розничного кредитования в этом году по-прежнему достаточно высоки. Одновременно наблюдается и ухудшение качества выданных кредитов, а розничная просрочка растет. Во многом это явилось следствием агрессивной политики небольших банков в последние годы, использующих достаточно простую бизнес-модель: брать депозиты подороже, кредитовать подороже и таким образом обеспечивать прибыльность бизнеса. «Сейчас мы приходим к ситуации, когда такая модель находится под серьезным давлением мегарегулятора и замедление темпов роста говорит об эффективности таких мер, – добавляет эксперт. – В следующем году мы ожидаем дальнейшие замедление этого сектора на уровне 15–20%, что, на наш взгляд, является достаточно устойчивым ростом».

Пока же, по словам эксперта, отдельные игроки, которые занимались подобным направлением бизнеса, показывают серьезное ухудшение своего финансового состояния вплоть до убытков по первому полугодию.

«Маржа банковской системы пока достаточно стабильна, но она не растет, а достаточность капитала находится на невысоком уровне, – отметил Алексей Марей. – Запас есть, но он небольшой, и к каким-то шокам банковская система будет уже не готова. Это еще раз говорит о том, что банки должны очень внимательно относится к качеству кредитного портфеля». По его мнению, борьба за качество портфеля – один из основных вызовов, стоящих перед банковской системой.

Чуть помедленней, кредиты...

По мнению и. о. директора департамента финансовой стабильности Банка России Сергея Моисеева, темпы розничного кредитования просто необходимо снизить до 20% в год с текущих 40%. «Это нормальный показатель: для регулятора важно, чтобы бизнес банков строился за счет устойчивых пассивов – вкладов населения, корпоративных средств на депозитах. Если экономика генерирует эти базовые обязательства с устойчивой скоростью в 20% в год, то и активные операции должны расти теми же темпами», – считает эксперт. При этом необходимо сдерживать, в первую очередь, кредитование в точках продаж, экспресс-кредиты.

«Я не исключаю, что именно эти сегменты постепенно будут отмирать в силу того, что там слишком высокие риски и, следовательно, высокие ставки», – говорит он, добавляя, что уже в следующем году многие крупные банки, возможно, откажутся от выдачи быстрых кредитов в магазинах техники и электроники.

Как рассказал Сергей Моисеев, Банк России сегодня предлагает ряд регуляторных мер для приостановления роста розничного кредитования. Одним из решений станет повышение норм резервирования средств на возможные потери по ссудам, которое Центробанк обязывает создавать кредитные организации. По словам Сергея Моисеева, эти меры приведут к изменению политики банков в сфере потребительского кредитования.

«Отход от POS-кредитования и экспресс-кредитов будет происходить в пользу кредитных карт с меньшими операционными расходами, в пользу ипотеки и жилищного кредитования. Ипотека – инвестиции в строительство, это обеспечение населения жильем, в то время как потребительское кредитование является настоящим «проеданием» доходов за счет бесконечного приобретения товаров и услуг. Таким образом, мы избежим мыльного пузыря, когда окажется, что россияне оказались не в состоянии платить по взятым кредитам», – резюмирует представитель Центробанка.

Борьба со ставками

Еще одна проблема – высокие ставки кредитования, которые можно снизить, уверен член комитета Госдумы по финансовым рынкам, президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. «Для этого необходимо осуществить определенный ряд мер, которые касаются трех направлений, – говорит он. – Первое – это удешевление стоимости фондирования кредитных организаций, то есть стоимости привлечения ресурсов. Второе – это сокращение банковских издержек. Сегодня банкиры тратят на осуществление операций, на оказание финуслуг гораздо больше средств, чем их коллеги за рубежом. Третье – снижение рисков кредитования, поскольку большая процентная ставка обусловлена существующими рисками невозврата кредитных ресурсов».

Как отмечает эксперт, если сложить стоимость фондирования наших банков, например процент по вкладам, прибавить к ней фондирование инфляции и сравнить ее с предлагаемыми банками ставками, то реальные ставки оказываются не так высоки. По мнению Анатолия Аксакова, если Центральный банк, объявивший борьбу с инфляцией, добьется заявленного уровня инфляции в пределах 5% в следующем году, это обязательно скажется на процентных ставках. Что касается фондирования, то здесь стоит расширять возможности рефинансирования кредитных организаций, включая банки второго эшелона. В таком случае банки смогут предоставлять более дешевый ресурс.

«Сейчас мы рассматриваем закон о потребительском кредите, вокруг него идут очень жаркие дискуссии, – рассказал Анатолий Аксаков. – Главное, что должен решить этот закон – максимум информации на первых двух страницах о самых существенных условиях договора, в том числе стоимость кредита в правом верхнем углу. Этот же законопроект узаконивает деятельность коллекторов. Но при этом передать права требования по кредиту можно только если заемщик дал согласие на такую передачу. Также прописаны некоторые ограничения по деятельности коллекторов, здесь, к сожалению, у некоторых наших коллег начинает преобладать «популизм», когда предлагают ограничить контакты взыскателей и заемщиков, когда человек может написать заявление «Я должен несколько миллионов, но я прошу меня не тревожить». Вокруг этого момента сейчас идет достаточно серьезная дискуссия. Надеюсь, здравый смысл победит, и права кредиторов будут сбалансированы».

По словам спикера, сегодня по статистике количество невозвратов заемщиков-физлиц составляет 4,3%, остальные – почти 96% – платят добросовестно и фактически оплачивают недобросовестных заемщиков. «Надеюсь, что этот закон, который мы готовим и, предполагаю, в ноябре примем, позволит защитит тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию, и одновременно жестко покарать мошенников», – добавил он.

Просрочка ушла в периферию

Многие россияне, подсевшие на «кредитную иглу», переоценивают свои финансовые возможности, констатирует председатель правления «Сентинел кредит менеджмент» Ольга Мазурова. По ее словам, за последние полтора года он значительно «помолодел», категория должников в возрасте от 30 до 40 лет значительно преобладает на фоне остальных. С точки зрения уровня образования, по словам эксперта, чаще всего просрочку допускают со средним специальным образованием, людей с высшим образованием среди должников крайне мало. Кроме того, с каждым годом просроченная задолженность все больше уходит в отдаленные регионы и малые населенные пункты. «В малых населенных пунктах очень тяжело собирать долги. Средний срок просрочки составляет до года – в большинстве случае это кредитные карты, кредиты наличными и кредиты в торговых точках», – говорит эксперт.

Ольга Мазурова также отмечает, что с каждым годом нерадивые заемщики становятся юридически грамотнее, и все чаще оспаривают размер просроченной задолженности в судах, требования по погашению которой выставляют банки и профессиональные коллекторские агентства. «К сожалению, зачастую, если заемщику удается легко получить кредит, то у него складывается представление, что эти средства можно и не возвращать. Зачастую должники в беседе с коллекторами говорят парадоксальные вещи, что банк – это огромная и богатая организация, и от невозврата одного кредита банк все равно не обеднеет», – резюмирует Ольга Мазурова.

На «последней миле»

Председатель совета директоров Adelia Financial Retail Group Евгений Бернштам считает, что не стоит недооценивать роль микрофинансовых институтов, которые также являются участниками данного рынка. «Сегодня рынок представить без микрофинансовых институтов невозможно, – отмечает он. – Мы работаем на последней миле и выдаем деньги там, куда банки дотянуться не могут. Это 70 миллионов человек, имеющих доход до 30 тысяч рублей. Любое обращение в банк для них заканчивается отказом, и у них есть только один путь – обращаться в микрофинансовые организации». Естественно, при развитии любого рынка встречаются различного рода нюансы, такие как надписи на столбах «Деньги до зарплаты», «Кредит за один час». Еще один вопрос – позиция регулятора, который позволяет такого рода отношения.

По словам Евгения Бернштама, легальные МФО стоят за «белизну» этого рынка, однако здесь нужно подходить очень осторожно, поскольку излишнее зарегулирование, по сути, подтолкнет людей в «серую зону». «Первое, что нужно сделать – ужесточить норму стартового начального капитала, достаточно было бы для МФО установить норму в 500 тысяч евро, – предлагает свои варианты эксперт. – Второе – ввести норму обязательного аудита, это не так дорого. Третья – полная ликвидация наличных денег из оборота МФО, переход на карты, на которые начисляется займ, но карта должна быть бесплатной».

Также, по мнению эксперта, очень важно, чтобы МФО получили доступ к деньгам Минфина и Центрального банка России, тем самым государство может обязать МФО не выдавать займы дороже определенной границы. «Если говорить о ставках, у микрофинансовых организаций есть четыре источника: средства акционеров, деньги физических лиц (но есть ограничения: не ниже 1,5 миллионов рублей, к тому же они не застрахованы), деньги банков, которые мы получаем под 16% годовых. Прибавьте к этому невозврат 15%, стоимость аренды, зарплату людей, вы получите 70–80%. Как вы хотите, чтобы организация кредитовала под 20%, если себестоимость денег составляет 80%? – задается вопросом эксперт. – Поэтому мы говорим, что если допустить нас к системе дешевого финансирования, это удешевило бы ставку рыночным путем».

Фото: Фото с сайта Profcoach.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Рекомендуем
Объявления