Осведомленность о нюансах автострахования среди автовладельцев растет, однако прироста продаж полисов практически не наблюдается. Забота о страховой защите транспортного средства, по данным исследования НАФИ, характерна в основном для автовладельцев в мегаполисах. Интересно, что россияне готовы заплатить за страховой полис по более высокому тарифу, если покупают его в страховой компании с известным брендом и незапятнанной репутацией.
Национальное агентство финансовых исследований провело масштабный опрос, выясняя, чем руководствуются российские автовладельцы при выборе страховой компании. Выяснилось, что застраховали свой автомобиль от угона и ущерба 38% автовладельцев, причем за прошедший год этот показатель вырос всего на один процентный пункт. Чаще всего вопросом добровольного страхования озадачиваются мужчины в возрасте от 25 до 44 лет, а также жители двух столиц и городов-миллиоников.
На низкое проникновение полисов каско в стране влияет ряд факторов, в числе которых и невысокая страховая культура граждан: автовладельцы не привыкли заботиться о сохранности собственного имущества и уповают на «авось», в отличие от жителей городов-миллиоников, которые в этом плане более подкованы и обеспечены – рассуждает руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев. «Автовладельцы вспоминают о таком инструменте защиты как страхование, только после неприятных инцидентов. Второй фактор – это нехватка финансов. Страхование автомобиля требует дополнительных затрат, и свободные деньги для этого есть не у каждого автомобилиста», – говорит собеседник и добавляет: еще одной причиной непопулярности каско является значительная изношенность автопарка, что увеличивает вероятность наступления ДТП и, как следствие, это не вызывает энтузиазма ни у страховых компаний, которые заранее прогнозируют высокую убыточность, ни у самих автовладельцев, которых отпугивают высокие тарифы.
При этом, как выяснилось в ходе исследования, автовладельцы все же готовы переплатить за полис каско, руководствуясь в первую очередь надежной репутацией компании. Однако важность этого фактора в этом году существенно снизилась – до 24% против 30% годом ранее. Широкая известность страховой организации и длительная история работы для потребителей также стали важны при выборе страховщика. Высокий уровень сервиса, в том числе оперативность выплат, замыкают тройку факторов, при которых российские автовладельцы готовы купить дорогой полис страхования транспортного средства. К числу побуждающих факторов участники опроса отнесли и доброжелательные рекомендации знакомых в отношении страховой компании. Авторы исследования констатируют: доля тех, кто ни при каких условиях не готов переплачивать за полис каско, за прошедший год выросла почти в три раза.
«Качество сервиса при возмещении убытков уже в краткосрочной перспективе будет иметь определяющее значение при выборе страховой компании, – убежден исполнительный вице-президент компании «СГ МСК» Арман Гаспарян. По его мнению, скидки и демпинг не всегда играют в пользу страхователя. Только надлежащий уровень сервиса во время сопровождения договора и в момент урегулирования убытка побудит клиента вновь прибегнуть к услугам зарекомендовавшей себя компании.
Как рассказывает руководитель службы по связям с общественностью ОСАО «Ингосстрах» Владимир Клейменов, полисы каско в подавляющем большинстве приобретают покупатели новых машин иностранных марок, причем чем выше стоимость транспортного средства, тем выше процент страхователей. «Это вполне понятно, если учесть, что ремонт новой иномарки, особенно кузовной, связан с большими финансовыми вложениями и покупатели не хотят осуществлять его за свой счет. Также полис каско может содержать набор дополнительных опций, таких как помощь на дороге, услуги эвакуатора, аварийного комиссара, аренды подменного авто на период ремонта, которые помогают создать владельцу полиса более комфортные условия при страховом случае», – резюмирует эксперт.