Получать согласие клиента на продажу их долгов коллекторам вскоре будет не нужно. Соответствующий законопроект готовит Минюст. Но коллекторам этого мало – они хотят иметь доступ к данным о клиенте, которые есть в бюро кредитных историй, Пенсионном фонде и у налоговиков.
Законопроект, регламентирующий деятельность коллекторов, подготовлен Министерством юстиции совместно с Национальной ассоциацией профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).
Новый документ меняет схему продажи долгов коллекторам. Теперь банку не нужно будет заручаться согласием клиента. Он сможет просто продать долг, а потом сообщить заемщику о смене кредитора. В законопроекте прямо сказано, что «для перехода прав требования от кредитора к взыскателю не требуется согласие должника».
Как пояснили в пресс-службе Западно-Уральского банка Сбербанка России, существует две схемы взаимодействия банков и коллекторских агентств:
агентская – банк дает поручение агенту на взыскание задолженности, при этом задолженность остается на балансе банка;
портфельная уступка прав требований – «продажа» долгов с дисконтом. Банк полностью избавляется от долга.
«Услуги востребованы нашим банком как по агентской схеме – мы передаем на разных стадиях в работу агентств от 10% до 40% объемов, так и по цессии – банк дважды в год проводит тендеры по переуступке прав требования», – сказал директор департамента управления процессами взыскания Банка Хоум Кредит Святослав Емельянов.
«В связи с постановлением Верховного суда РФ, для продажи необходимо согласие заемщика. Как правило, данное согласие уже включено в текст заключенного кредитного договора. Но постановлением требуется, чтобы согласие было на уступку долга третьему лицу, не имеющему банковской лицензии. Из-за этой оговорки «имеющему банковскую лицензию» возникают дополнительные юриические риски, так как коллекторы, как правило, не имеют данных лицензий», – отмечают в пресс-службе Западно-Уральского банка Сбербанка России.
Услуги коллекторов очень востребованы банками, так как при растущей просроченной задолженности банкам не хватает своих мощностей для взыскания. При этом по небольшим суммам банкам выгоднее пользоваться услугами коллекторских агентств, чем наращивать свои мощности по строительству новых колл-центров. Ряд банков полностью переводит работу с просрочкой на аутсорсинг в коллекторские агентства. А также имеется возможность продажи «плохих» долгов и очистки от них баланса банка, что положительно влияет на восстановление резервов.
Стоит отметить, что не все пожелания коллекторов учтены в новом документе. Так, например, Минюст не поддержал просьбу взыскателей дать им возможность получать данные из бюро кредитных историй, Пенсионного фонда России, налоговой службы, чтобы более объективно оценивать платежеспособность заемщика. Кстати, в мае документ планируется разместить для общественного обсуждения на сайте Regulation.gov.ru, сообщает «Коммерсант».
«На сегодняшний день кредитные организации предоставляют только ту информацию о недобросовестном заемщике, которую получили от него самого в момент оформления кредита, – сказал руководитель коллекторского отдела агентства юридической безопасности Интеллект-С Руслан Исмагилов. – К сожалению, недобросовестные заемщики зачастую скрываются и всячески уклоняются от погашения имеющейся задолженности. А информация, полученная от кредитной организации на момент передачи дела в работу коллекторам, устаревает, в связи с чем и возникает необходимость получения дополнительных сведений о заемщике. С другой стороны, законодатель вполне объективно не решился дать доступ к дополнительной, конфиденциальной информации широкому кругу коллекторов, среди которых, как он полагает, имеются недобросовестные участники рынка».
«Чем больше сведений есть у кредитора, тем лучше для самого должника, – говорит коммерческий директор Столичного коллекторского агентства Евгений Арсентьев. – На основе сведений, которые мы сейчас получаем, рынок живет с 2005 – 2006 года. Например, российские коллекторы не обладают тем объемом сведений о заемщиках, который доступен их европейским коллегам. Безусловно, даже имея куда менее развернутую информацию о заемщике и его задолженности, мы можем спрогнозировать его поведение и предложить ему подходящий механизм выхода из проблемной ситуации». Он добавил, что важно понимать, какова суммарная задолженность физического лица, кому еще он должен, с чем связаны его неплатежи – с потерей работы или с наличием нескольких кредитов в других банках. Эта информация нужна для того, чтобы войти с должником в контакт, понять, в чем причина невозврата долга и выработать механизм решения проблемы. С этой позиции коллекторам бы очень хотелось получать данные из Пенсионного фонда, налоговой инспеции и БКИ.
Защита граждан от недобросовестных коллекторов также прописана в новом законе. Документ обязывает взыскателей предъявлять по первому требованию документы и содержит запрет на угрозы и оскорбление должников, применение силы, ношение коллекторами формы, похожей на форму сотрудников госорганов, и прочее. По мнению Руслана Исмагилова, угрозы и оскорбления заемщиков – удел непрофессиональных и «молодых» участников коллекторского рынка. «Крупные участники этого рынка, как правило, принимают на работу юридически грамотных сотрудников, которые выстраивают свою беседу с заемщиком в рамках правового поля», – отметил эксперт.
Фото: Фото с сайта Inspirationfalls.com