Мировой финансовый кризис привел к тому, что в строгом понимании, перестал существовать инвестиционный актив, купив который, инвестор, как минимум, гарантировано перенес бы покупательную способность денег в будущее, а желательно, и увеличил бы ее (причем не прилагая особого труда).
Валюта
Про национальные валюты – очевидно, что той роли, которая была у царского червонца в дореволюционной России, или у фунта стерлингов в XVII-XIX веках, нет сегодня ни у одной валюты. Особенно на фоне мягкой монетарной политики ведущих стран (любимая мера – оживлять экономику доступными и дешевыми деньгами) и современных валютных войн, когда государства наперегонки девальвируют национальные валюты, повышая конкурентоспособность экспортеров и снижая бремя внешних долгов. Так что когда благообразная старушка относит в банк 3000 рублей и покупает 100$, она не инвестирует, а совершает валютную спекуляцию, на профессиональном сленге – входит лонг по доллару. Со всеми вытекающими курсовыми рисками и необходимостью платить спрэд банку при обратной конвертации. Двенадцать лет назад, в декабре 2001 года, американский доллар стоил как и сейчас – 30,5 рубля! А его курс колеблется на десятки процентов в обе стороны: в марте 2002 года он составлял 31,15 рубля, в мае 2008 года падал до 23,46 рубля, чтобы в феврале 2009 года взлететь до 36,20 рубля! Так что все зависит от выбора даты!
Следовательно, в лучшем случае валюта стран с низкой инфляцией (или дефляцией), развитой экономикой и устойчивой политической ситуацией (например, американский доллар) может играть роль защитного актива, но никак не инвестиционного.
Золото
Драгоценные металлы тоже не годятся на роль «инвестиции». Максимальные колебания цены на золото в течение года доходят до 147% (1979 год). Максимальный убыток за год, следующий за годом инвестирования, составлял 54% (1981 год). Максимальный убыток за длительный период составил 71% (с 875$ в 1980 году до 255$ в 2001 году). Если бы вы купили золото в 1977 году, то до сих пор были бы в минусе, а если бы в конце 2008-го, то в плюсе. Так что все зависит от правильного выбора даты. Но это же чистой воды спекуляция! По серебру ситуация еще хуже – максимальный полный убыток на том же периоде достигал 90%!
Доводы о том, что мол, запасы золота ограниченны, что это исторические, «истинные» деньги не вполне состоятельны. Природные запасы золота не все еще разведаны, технологии добычи не стоят на месте, а имеющиеся запасы уже добытого металла огромны. Суммарный спрос на золотые слитки и монеты в мире в 2012 году сократился на 18% до 1 260 тонн. Причем, не факт, что все золото в слитках – это именно золото, а не позолоченный вольфрам – а есть и такие слухи. В частности, китайцы уже «попали» на вольфрамовое золото и по номерам слитков смогли сделать бэк-трейсинг, то есть вычислить, что это «золото» пришло из хранилищ ФРС США в Нью-Йорке. А объем золота, базирующегося на бумажных инструментах – таких как фьючерсные контракты Comex – в сто раз превосходит количество добытого золота. И понятно, что в жесткий кризис даже золото – не лучший актив: им не обогреться, не утолить голод и жажду, не извлечь энергию. Стоимость золота во многом определяется верой людей в его ценность, договоренностями и условностями.
Не говоря уже о том, что операции с драгметаллом (кроме инвестиционных монет) облагаются НДС, хранение золотых слитков дома связано с высокими рисками, а в банке – с дополнительными издержками. От НДС спасают обезличенные металлические счета (ОМС), которые можно открывать в золоте, серебре, платине и палладии. Но в этом случае инвестор уплачивает банку спред между ценой покупки и ценой продажи, который составляет, как правило, несколько процентов. Кроме того, у ОМС есть серьезный недостаток – на счета пока не распространяется система страхования вкладов.
Таким образом, золото может играть роль защитного, сберегающего и обеспечивающего актива (особенно для действительно больших капиталов), но, опять-таки, никак не инвестиционного.
И уж если человеку хочется получать доход от «золотого актива», логичней приобрести фьючерсы на золото или ликвидные акции золотодобывающих или золотоперерабатывающих компаний, отобранные и купленные в нужный момент профессионалами и хранить их на своем брокерском счете.
Нефть
Несколько лучше, практичней и «надежней» выглядит «наше все» – нефть. Россия – мировой лидер по нефтедобычи (в тройку входит Саудовская Аравия и США), нефть – это более половины (52% в 2012 году) доходов госбюджета и две трети (с учетом газа) нашего экспорта. В ценности черного золота в качестве сырья и энергоносителя никто не сомневается – доля нефти в общем потреблении энергоресурсов до сих пор непрерывно растет (несмотря на атомную энергетику, сланцевую революцию и альтернативные источники энергии): 3% – в 1900 году, 5% – перед Первой Мировой войной, 17,5% – накануне Второй Мировой войны, 24% – в 1959 году, 42% – в 1972 году и 51% – в 2010 году!
Верно, но стоит отметить, что цена на нефть давно не определяется соотношением спроса и предложения. При этом потребление нередко сокращается (например, сейчас в Европе), технологии добычи совершенствуются, а гораздо более существенными, чем себестоимость добычи, являются геополитические факторы, действия монетарных властей крупных экономик, всякого рода договоренности (в том числе стран экспортеров) и даже громкие заявления представителей политической элиты значимых стран. Понятно, что ни себестоимость, ни спрос не колебались в десятки раз так, как это делала цена нефти – от 1,8$ за баррель в декабре 1970 году, до 13$ в декабре 1974 года и 3 $ в феврале 1981 года; от 11$ летом 1986 года (такое падение было одной из причин, не главной, конечно, распада СССР и в том числе «педалировалось» лично руководителем ЦРУ Кейси), и до 33$ в октябре 1990 года. В декабре 1993 года нефть стоила 12,5 $ за баррель, а в июле 2008 году 145$ – чтобы рухнуть до 36$ в декабре того же года.
Сейчас котировки находятся на уровне 110$ за баррель, а внутри недельные колебания достигают 20%. Клондайк для спекулянтов, но не для инвесторов!
Недвижимость
Любимая мантра риелторов: «Недвижимость дешеветь не может» показала нежизнеспособность во время последнего кризиса. На многие объекты цена до сих пор не достигла докризисного уровня – а ведь прошло уже четыре года! А в Японии, одной из самой густонаселенных и при этом небедных стран, цена на недвижимость и землю сегодня в разы ниже, чем 20-25 лет назад!
Я не утверждаю, что недвижимость и земля – плохие активы, я лишь говорю о том, что это отдельный бизнес. Вкладывая деньги в недвижимость или землю, необходимо понимать генерируемый доход, расходы на владение, содержание и управление, налоговые издержки, временной горизонт инвестиции, перспективы изменения цен, ликвидность, риски и прочее. То есть чтобы владение недвижимостью и землей действительно было выгодно, необходимо разбираться в этом рынке и плотно заниматься объектом либо довериться профессионалам. Конечно, при покупке жилья для собственного проживания, экономические категории часто отступают на второй план. Стремление иметь «крышу над головой» имеет, главным образом, психологическое значение – особенно на постсоветском пространстве.
Антиквариат
Антиквариат и предметы искусства приносят владельцам неплохую прибыль – но лишь при условии, что коллекционер обладает специальными знаниями и эстетическим вкусом. Но все же действительно выгодным сделкам, как правило, сопутствует счастливый случай. Ценность предметов искусства и антиквариата весьма условна, а мода переменчива. Пожалуй, в предметы антиквариата стоит инвестировать в том случае, если они сами или процесс их поиска доставляет вам удовольствие – то есть чтобы ценность экспонатов не ограничивалась лишь денежной прибылью.
Фондовый рынок
Фондовый рынок – Мекка инвесторов! Существуют и многочисленные ПИФы, и возможности доверительного управления, и самостоятельные операции на бирже. Но опять-таки стоит посмотреть на цифры: индекс РТС (отражающий стоимость ведущих российских компаний в американских долларах в относительных единицах) сейчас находится на уровне 2006 года! Падение было огромное – на 79% рынок упал с 2 500 пунктов по РТС (май 2008 года) до 515 пунктов (январь 2009 года). Вы скажете: так это ж был глобальный мировой финансовый кризис! Верно, но, во-первых, экономика развивается циклами – и очередной кризис не за горами (правда, думаю, не такой глубокий и жесткий – монетарные и политические элиты ведущих стран научились действовать согласованно, достаточно оперативно и более или менее эффективно), а во-вторых, и в спокойном 2011 году фондовый рынок падал на 40% – с 2011 пунктов (1 августа 2011 года) до 1 200 (4 октября 2011 года).
К слову, в 2013 году, весьма вероятно, фондовый рынок будет «бычьим» (уж больно дружно и энергично ведущие страны смягчают монетарную политику – эмитируют деньги, делая их доступней и дешевле) и даже консервативные грамотные стратегии на фондовом рынке окажутся прибыльными – так, акции Сбербанка за месяц (с декабря 2012 года) выросли уже более чем на 13%.
Конечно, спекулянтам-трейдерам без разницы, куда движется рынок – лучшие из них зарабатывают и на падении, и на росте. Но вот инвестору «пересидеть» просадку счета даже в 20% (не говоря уже о 40% или 70 %) бывает весьма непросто и психологически накладно. Большинство управляющих ПИФов проигрывают рынку (доходность ниже роста индекса), а 90-96% частных трейдеров рано или поздно теряют деньги. Статистика не вызывает удивления: во- первых, как и везде, действует, принцип меньшинства победителей; во-вторых психология – управляющие компаний и фондов и профессиональные трейдеры опытней, компетентней, эмоционально устойчивей частных трейдеров, к тому же их операции контролируются риск-менеджментом на предмет убытков и рисков; в-третьих действует простая математика – чтобы профессионалы заработали определенную прибыль, гораздо большее число мелких трейдеров должны потерять деньги, ведь средняя позиция первых много крупнее вторых, а количество денег на бирже локально постоянно (а на российском фондовом рынке притока не наблюдается уже несколько лет).
Управляющих ПИФов тоже можно понять: существуют издержки содержания структуры, жестко контролируемой ФКЦБ, кроме того, многие эффективные инструменты заработка для ПИФов законодательно недоступны – например, нельзя шортить (продавать не имеющиеся на данный момент активы), инвестировать в сырьевые активы и производные ценные бумаги, выходить в кэш более чем на 50-75% активов фонда (в зависимости от типа фонда) и прочее.
Результаты доверительного управления обычно существенно лучше и результатов ПИФов, и собственных попыток обуздать рынок – важно осознанно подойти к выбору управляющей компании.
Доля в бизнесе
Покупка долей в компании, созданной знакомыми или друзьями, требует как понимания перспектив самой компании и рынка, на котором она действует, так и достаточного уровня доверия к товарищу, так как права миноритариев в нашей стране защищены не полно, а класс компетентных и щепетильных управленцев, свято чтящих интересы собственников, только зарождается.
Ликвидность доли (особенно не контрольного пакета) очень низкая, при этом инвестор принимает на себя все риски бизнеса. Необходимо отметить, что, решаясь на такие вложения, необходимо как минимум формализовать и прописать систему принятия решений, распределения ролей, прибыли, а также способы и порядок выхода участников из бизнеса. Это важно и потому, что поможет минимизировать риски испортить давнюю дружбу.
Банковский вклад
Пожалуй, единственный в строгом смысле инвестиционный актив – банковский депозит со ставкой, превышающей инфляцию. Но для полной гарантии сохранности средств сумма вклада не должна превышать 700 000 рублей в одном банке, при этом реальный уровень инфляции может отличаться от официальных цифр.
Таким образом, стратегия «покупай и держи» сегодня уже не работает, а операции со всеми закрепившимися в массовом сознании инвестиционными активами – это спекуляции, требующие от инвестора компетенций, опыта и усилий.
Максим КЛИМЕНТЬЕВ, стратегический партнер ЗАО «Профинвестсервис»
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА