Мария отправилась в отпуск в Испанию. На обратном пути в аэропорту чемодан с ее вещами потерялся. Компания-перевозчик признала факт потери багажа и возместила его стоимость по принятым расценкам, перечислив женщине три тысячи рублей. Между тем в чемодане у Марии, кроме всего прочего, лежали дорогой телефон, планшетный компьютер и несколько дизайнерских платьев, купленных в миланских бутиках. Общая стоимость потерянных вещей – около 60 тысяч рублей. Может ли Мария возместить полную стоимость потерянных вещей и кто в этом случае должен выплатить компенсацию, рассказывают эксперты ChelFin.ru.
Вячеслав Курилин, юрист общественной организации по защите прав потребителей «Советник»
: «Отношения в рассматриваемом случае нужно строить исходя из Варшавской конвенции «Об урегулировании воздушных перевозок». В соответствии с частью 3 ст. 119 Воздушного кодекса России за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами России.
Сумма компенсации зависит от того, отправляла Мария багаж с объявленной ценностью или без объявления его цены. Если багаж отправлялся с объявленной ценностью, то в таком случае Мария должна получить компенсацию, равную той ценности, которую она объявила.
Если, как это обычно бывает с пассажирами, Мария не объявляла ценность багажа, а сдала багажное место с определенным весом перевозчику, она, согласно Варшавской конвенции, имеет право на компенсацию исходя из тарифа 250 франков за килограмм веса. При этом в случае утери багажа принимается во внимание только общий вес места. Суммы, указанные во франках, рассматриваются как относящиеся к валютной единице (франк содержанием 65,5 мкг золота пробы девятьсот тысячных). Эти суммы переводятся в любую национальную валюту в круглых цифрах.
Можно посчитать, что согласно конвенции за один килограмм багажа Мария может получить примерно 16 граммов золота в переводе в реальные денежные единицы. При сегодняшней стоимости золота Мария могла бы рассчитывать на то, что все ее потери будут покрыты. Но в международном праве, нормы которого применяются и в отношении российских граждан, имеется дополнительное ограничение, прописанное в Резолюции 724 Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА, согласно которой ответственность за утерю багажа ограничена 20 долларами США за килограмм, если заранее в декларации не указана более высокая ценность и не уплачиваются дополнительные сборы.
В итоге в рассматриваемом случае, если багаж сдавался без объявления цены, получить дополнительную компенсацию от авиаперевозчика не удастся.
При этом нужно учитывать, что к данным отношениям применим федеральный закон «О защите прав потребителей». В частности ст. 15З закона, согласно которой моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом и т. д.) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами России, подлежит компенсации причинителем (то есть авиакомпанией) при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Мария вправе обратиться в суд с требованием о взыскании с авиаперевозчика компенсации морального вреда. Существует практика по данной категории споров, когда суды взыскивали по 50 тысяч рублей.
В завершение хочется дать несколько советов, для того чтобы подобные ситуации не возникали:
никогда не оставляйте документы, деньги и ценности в сдаваемом багаже;
если вы везете ценный багаж, необходимо заранее объявить о его ценности и оплатить дополнительный сбор;
багажные квитанции стоит хранить до момента получения и проверки сохранности вещей;
снимайте перед полетом с чемоданов все бирки, оставшиеся от предыдущих поездок;
снабдите багаж своими контактными данными – адреса, телефона и фамилии с именем на нем будет достаточно.
Не покупайте черный чемодан – найти его сложнее всего, так как черных чемоданов миллионы. Лучше всего выбирать яркие цвета и запоминающиеся детали, которые вы легко сможете описать при подаче заявления о пропаже багажа».
Сергей Антонов, руководитель пресс-службы авиакомпании «Уральские авиалинии»
: «К сожалению, потери багажа случаются. Причин для такого происшествия может быть много. Например, с чемодана оторвалась или отклеилась багажная бирка. В этом случае специалисты аэропорта просто не смогут его идентифицировать и погрузить на борт. Ваш чемодан останется в аэропорту, в специальной службе розыска багажа.
Топ-10 авиакомпаний, чаще всего теряющих багаж пассажиров
1. KLM
потери багажа (ед./тыс.чел.): 19,9;
2. British Airways
потери багажа (ед./тыс.чел.): 18,7;
3. Austrian
потери багажа (ед./тыс.чел.): 17,0;
4. Lufthansa
потери багажа (ед./тыс.чел.): 16,5;
5. BMI (Великобритания)
потери багажа (ед./тыс.чел.): 16,1;
6. Alitalia
потери багажа (ед./тыс.чел.): 14,9;
7. Air France
потери багажа (ед./тыс.чел.): 14,1;
8. Luxair
потери багажа (ед./тыс.чел.): 13,7;
9. TAP Air Portugal
потери багажа (ед./тыс.чел.): 13,7;
10. CSA Czech Airlines
потери багажа (ед./тыс.чел.): 11,8.
По данным сайта Polet-bilet.ru.
В соответствии с Воздушным кодексом России авиакомпания несет ответственность за утерю багажа на международном рейсе в размере 20 долларов за один кг по курсу на момент регистрации багажа. На внутренних рейсах – не более 600 рублей за 1 кг. Иных возможностей взыскать полную стоимость багажа, к сожалению, у пассажира нет.
Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно следовать следующим советам. Во-первых, не сдавайте в багаж дорогие и не очень тяжелые вещи (сотовый телефон, планшетный компьютер, платья) – для таких вещей существует норма бесплатного провоза ручной клади (не более 5 кг).
Во-вторых, постарайтесь сделать свой багаж максимально удобным для идентификации – прикрепите необычную наклейку на чемодан, положите внутрь статуэтку, фигурку, которая есть только у вас – это поможет быстрее разыскать багаж.
В-третьих, прикрепите к чемодану дополнительно визитку или самостоятельно изготовленную бирку, в которой укажите номер рейса, авиакомпанию, маршрут, свои контактные данные. Все это поможет быстрее идентифицировать и найти ваш багаж. В аэропорту, если вы не получили свои вещи, не паникуйте, а грамотно и спокойно составьте акты о пропаже багажа, максимально подробно опишите его.
Кроме этого, многие страховые компании сейчас предлагают услугу страхования багажа, но правила страхования и условия наступления страхового случая лучше запрашивать при оформлении соответствующего договора».
Андрей, турист: «Однажды летел я австрийскими авиалиниями из Америки. Первоначальный маршрут был такой: Нью-Йорк – Вена – Екатеринбург. В Вене наша компания должна была просидеть семь часов в ожидании рейса. Но за три часа до рейса в Екатеринбург объявили, что его отменили из-за болезни пилота. А следующий вылет только через сутки. Был и другой вариант – лететь в Москву, там ждать еще несколько часов и только потом отправляться в конечный пункт назначения.
Мы решили остановиться на варианте с Москвой. Там же, в Вене, нам переоформили билеты и выдали моральную компенсацию (по 400 евро на человека). Мы прилетели в столицу России, а наш багаж – нет... Точнее, часть его прилетела, а примерно половина чемоданов отправилась в путешествие по другим странам.
В аэропорту прибытия мы написали заявление об утере вещей, указали конечную точку, куда их надо будет доставить, и поехали дальше. С горем пополам, измученные затянувшимся на сутки перелетом, без багажа мы добрались до Екатеринбурга.
Примерно через сутки после приезда домой в Челябинск мне позвонили и сказали, что багаж нашелся и уже дожидается нас в Баландино. Я съездил в аэропорт и без проблем получил свой потерянный баул с сувенирами для заждавшихся друзей. На ручке чемодана красовалась бирка с надписью «La Habana». Так что теперь я завидую своему багажу, ведь он побывал на Кубе – там, куда я только мечтаю попасть».