Близкие родственники погибших в ДТП не смогут рассчитывать на получение страховых выплат. В новой версии поправок Минфина к закону об ОСАГО это право осталось только у тех, для кого погибший был кормильцем, пишет Агентство страховых новостей. Между тем первая редакция изменений предполагала значительное расширение круга так называемых выгодоприобретателей, включая родителей и супругов.
Согласно действующему закону об ОСАГО, и сейчас выплаты, связанные со смертью пострадавшего в автокатастрофе, предусматриваются только для лиц, находившихся на иждивении погибшего. Данная норма также закреплена в ст. 1088 Гражданского кодекса России. Прежде всего это связано с тем, что автогражданка — имущественный вид страхования, и возмещение выплачивается не по факту причинения вреда жизни или здоровью, а для компенсации понесенных потерь (затраты на погребение и утрата дохода в связи со смертью кормильца, а при причинении вреда здоровью — утраченный заработок и расходы на лечение и приобретение лекарств).
По данным страховых компаний, доля выплат в связи со смертью кормильца сегодня невелика и составляет не более 5% от объема выплат по ОСАГО. Согласно статистическим данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), совокупный объем выплат по ОСАГО в 2011 году составил 57,3 млрд рублей, из которых выплаты «по жизни» составили 207,7 млн рублей (0,004 %), средняя выплата за причинение вреда жизни составила 23 634 рублей.
«В первоначальной редакции законопроекта действительно предполагалось расширить круг лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, до всех близких родственников погибшего, — говорит директор по урегулированию убытков крупной страховой компании Алексей Любавин. — В этом случае упрощалась процедура определения выгодоприобретателей. Однако право на возмещение также получали люди, которые не несли никаких имущественных потерь в связи со смертью близкого человека». А моральный вред, как известно, по ОСАГО не возмещается, отмечает страховщик. Именно поэтому окончательный текст поправок в законопроект был скорректирован.
Сегодня по закону иждивенцы каждого погибшего получают сумму 135 тыс. рублей и делят ее в равных долях между собой. В тоже время, по словам заместителя директора по Московскому региону дирекции автомобильного страхования страховой компании «Согласие» Андрея Чечелова, внесенные поправки к закону об ОСАГО предусматривают поэтапное увеличение страховой суммы по риску причинения вреда жизни или здоровью с нынешних 160 тыс. рублей (135 тыс. рублей по потере кормильца и 25 тыс. рублей — расходы на погребение) до 500 тыс. рублей. «В случае смерти потерпевшего 500 тыс. рублей в равных долях будут делиться между лицами, имеющими право на выплату по ОСАГО», — пояснил эксперт.
Управляющий юридической фирмы «СпецЮст» Александр Целых полагает, что ограничение круга выгодоприобретателей на руку, в первую очередь, самим страховщикам. «Расширение этого перечня, например, добавлением близких родственников, не являющимися иждивенцами, увеличивает выплаты страховых компаний, — отмечает он. — Соответственно, они лоббируют ту редакцию поправок в ОСАГО, которая его не расширяет». В то же время Александр Целых признает, что увеличение круга лиц может привести к удорожанию страхового полиса. «Как правило, в ДТП со смертельным исходом попадают самые злостные, в том числе пьяные, нарушители, а в итоге платить за них придется всем», — рассуждает юрист.
По мнению участников рынка, на конечной стоимости полиса обязательного автострахования могут отразиться и другие, уже внесенные на рассмотрение Госдумы, поправки. В частности, речь идет о поэтапном увеличении страховых сумм, возмещающих вред, причиненный имуществу, со 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей на каждого потерпевшего.
«После принятия поправок в закон об ОСАГО, в которых прописан новый порядок получения увеличенных в размере компенсаций по страховым случаям, а также значительное увеличение лимитов ответственности (максимальных размеров выплат), стоимость полиса может возрасти на одну треть», — считает Андрей Чечелов. По словам Алексея Любавина, предсказать точный рост тарифов пока сложно, но, по расчетам Российского союза автостраховщиков (РСА), он должен быть не менее 50%.