С нового года вступит в силу закон, обязывающий страховать пассажиров всех видов транспорта, за исключением такси и метрополитена. Максимальный размер страхового возмещения увеличен в десятки раз и составит два млн рублей, при этом законом предусматривается компенсация даже незначительных травм, а также выплаты за повреждение багажа. Предполагалось, что возросшие расходы транспортных компаний не скажутся на кошельках пассажиров, однако повышения стоимости проезда на городском транспорте, судя по всему, не избежать.
С 1 января 2013 года вступает в силу закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров» (ОСГОП). Новые правила будут распространяться на все виды пассажирского транспорта, за исключением легковых и маршрутных городских такси, а также метрополитена. Полис будут обязаны приобрести и транспортные компании, осуществляющие перевозку пассажиров по разовым заказам, несмотря на то, что лицензирование данной сферы отменено.
До последнего времени в России действовал указ президента от 1992 года «Об обязательном личном страховании пассажиров», в котором человеческая жизнь оценивается в 12 тыс. рублей. Именно такую максимальную сумму возмещения предусматривает страхование пассажиров на железнодорожном транспорте и на междугородных автобусных маршрутах. При этом выплаты родственникам погибших в авиакатастрофе, согласно Воздушному кодексу, составляют два млн рублей. Необходимость создания отдельного закона, охватывающего все виды транспорта, по словам экспертов, была вызвана высокой аварийностью на дорогах и отсутствием единого подхода для определения размера компенсации пострадавшим.
Главное преимущество нового закона заключается в том, что подробная ранжировка травм в специальной таблице приведет к серьезному увеличению размеров выплат. Так, при самом печальном исходе родственники погибшего получат страховое возмещение в размере 2,025 млн руб.; вред, причиненный здоровью, может быть оценен в пределах двух млн руб. Для получения выплаты необходимо будет обратиться в страховую компанию с письменным заявлением в свободной форме. При этом в законе установлен четкий срок для проведения выплаты – до 30 дней.
«Интересная новация – понятие предварительной выплаты, – говорит вице-президент, начальник управления корпоративного обслуживания ОСАО «Ингосстрах» Сергей Закройщиков. – Если произошла серьезная катастрофа, деньги на неотложные нужды, как правило, пострадавшим и их родственникам требуются сразу, и новым законом предусмотрена возможность в течение трех дней обеспечить выплату до 100 тысяч рублей пострадавшим или их наследникам без предоставления документов, подтверждающих расходы на лечение».
В новом законе установлены лимиты и по порче пассажирского багажа – в рамках 23 тыс. руб., но не более 600 руб. за один кг веса. Однако без проблем получить выплату за порчу багажа можно будет лишь в том случае, если факт перевозки подтвержден багажной квитанцией. «Во всех остальных случаях обязанность по доказательству обстоятельств произошедшего ложится на самого пассажира – так что нужно будет постараться, чтобы доказать, что, к примеру, шуба порвалась из-за давки в автобусе, а не при падении с лестницы», – говорит Сергей Закройщиков. Эксперт рекомендует пострадавшим пассажирам не упустить возможности подкрепить свои слова свидетельскими показаниями. Разумеется, водитель автобуса или маршрутного такси может отказаться подтвердить тот факт, что именно в результате резкого торможения пассажир получил синяк, ударившись о поручень, или выронил из рук дорогой iPad. «Более того, он, вполне возможно, и русским языком слабо владеет – и тогда это практически безнадежный случай», – признает Сергей Закройщиков.
Уже сейчас эксперты страховой отрасли предполагают, что уровень убыточности будет весьма высок – это связано с возможностью необоснованных претензий пассажиров. Новый закон предусматривает выплаты не только в случае гибели пассажиров, но и при получении легких травм и ушибов, выявить истинную причину которых крайне сложно. Пока совершенно не ясен и порядок оформления инцидентов, не связанных с ДТП, – например, когда пассажир получает травму при внезапном резком торможении или в случае, если автобус раньше времени тронулся с места.
«Хотелось бы сразу же предостеречь граждан, которые потирают руки, думая, что они с одним синяком будут переходить из автобуса в автобус и «стричь» страховые компании – этот фокус не пройдет, страховое сообщество заинтересовано в обмене информацией», – говорит Сергей Закройщиков.
Впрочем, если в отношении размеров компенсационных выплат особых разногласий в процессе утверждения текста закона не возникло, то проект постановления правительства, устанавливающий границы тарифного коридора, вызвал жаркие споры. Самые высокие ставки страховых отчислений предполагалось установить для морского транспорта – в диапазоне от 22,48 до 45,25 руб. на одного пассажира. Для воздушного транспорта сумма уже значительно ниже (9,87-19,87 руб.), равно как и для междугородных и международных автобусных перевозок (9,14-18,40 руб.), речного транспорта (8,66-17,42 руб.), пригородных автобусных перевозок (1,34-2,70 руб.) и поездов дальнего следования (1,05-2,11 руб.).
Тарифы на перевозки городским транспортом оказались одними из самых низких (0,43-0,87 руб. для автобусов, 0,33-0,67 руб. для троллейбусов и 0,15-0,31 руб. для трамваев), но и это оказалось не по силам муниципальным транспортным компаниям, которые в большинстве своем глубоко убыточны. В ответ на жалобы транспортников президент Владимир Путин призвал правительство скорректировать проект постановления о тарифах в сторону понижения, и как раз сейчас пересмотренный вариант находится на стадии утверждения. Как ожидает Сергей Закройщиков, в конечной версии документа тарифы для автотранспортных компаний снизятся примерно втрое, но все будут далеки от того уровня, на который перевозчики указывали как на наиболее желательный – одна копейка за пассажира. «Изначально страховые тарифы были выведены на основании независимой актуарной оценки, которую проводили специалисты сразу нескольких ведомств, и расхождения в оценке были незначительные, – говорит Сергей Закройщиков. – Тем не менее под давлением автотранспортников принято решение найти возможности для существенного снижения тарифов. Жизнь покажет, насколько они окажутся обоснованными. Понятно, что такие крупные аварии, как на «Булгарии», происходят крайне редко – раз в десять-двадцать лет, но для произведения столь масштабных выплат нужно иметь серьезные страховые резервы, а их страховым компаниям еще только предстоит собрать».
Даже по самым оптимистичным прогнозам страховые компании смогут пройти лицензирование только в следующем году, но уже с 1 января перевозчики будут обязаны выплачивать пострадавшим пассажирам возмещение в размере, предусмотренном новым законом, а с 1 марта транспортные компании, которые будут заниматься перевозкой пассажиров без страховой защиты, рискуют нарваться на крупные штрафы. «Транспортники достаточно болезненно воспринимают сложившуюся ситуацию: если прежде максимальная выплата на междугородних перевозках составляла 12 тысяч рублей и страховыми случаями считались только смерть и инвалидность, то два миллиона рублей, которые предусмотрены новым законом, сопоставимы со стоимостью автобуса, – говорит Сергей Закройщиков. – Поэтому ряд транспортных компаний уже обратился в страховые компании, чтобы прозондировать почву и узнать о программах добровольного страхования ответственности, чтобы переложить возможную финансовую нагрузку на плечи страховщика».
При этом, как отмечает Сергей Закройщиков, поскольку страховые тарифы рассчитываются исходя из размера пассажирского потока, есть опасность, что недобросовестные компании будут занижать реальные цифры, стремясь сэкономить на страховых отчислениях.
Так или иначе, аналитики предполагают, что транспортники перенесут возросшие затраты на пассажиров, и необходимость страхования неизбежно повлечет за собой рост цен на билеты. При этом, если прибавка в размере пяти рублей к стоимости билетов на междугородных автобусных маршрутах не станет обременительной для пассажиров, то с точки зрения городского транспорта ситуация видится иначе: транспортные компании и так зажаты в тесных рамках тарифов, которые устанавливаются региональными властями – не остается средств на обновление подвижного состава, нередко возникают задержки с выплатой заработной платы, и дополнительные страховые отчисления только усугубят и без того крайне непростое положение.