Тендеры по выбору банков для обслуживания расчетных счетов муниципальных структур неэффективны и не соответствуют рыночной практике, пришли к выводу аудиторы Счетной палаты. В подавляющем большинстве случаев конкурсы проводятся с одним заявителем, а стоимость контракта ограничивается минимальной суммой – один рубль. Доходит до того, что банки в погоне за клиентской базой готовы доплатить за то, чтобы обслуживать муниципалитеты. По мнению аналитиков, система тендеров связана с коррупцией, договоренностями, дающими преференции обеим сторонам.
Счетная палата решила выяснить эффективность израсходования бюджетных средств в госзакупках во втором квартале 2012 года. В поле зрения палаты попало то, каким образом муниципалитеты выбирают банки для выпуска пластиковых карт для сотрудников администраций, выдачи наличных, обслуживания счетов с временно свободными бюджетными средствами, а также расчетно-кассовое обслуживание. В ходе исследования аудиторы выявили следующую тенденцию: большая часть контрактов заключается с одним участником конкурса, который подает заявку с начальной минимальной ценой контракта – один рубль, при этом банк отказывается от всех комиссий.
Аналитик финансовой компании Aforex Нарек Авакян считает, что отсутствие конкуренции в муниципальных тендерах объясняется тем, что заранее обговорены все основные параметры. «Система тендеров в МУП, к сожалению, далека от идеальной», – говорит Нарек Авакян. По его словам, это связано с коррупцией, которая в муниципалитетах имеет весьма широкий размах, так как следить за действиями администраций на местах гораздо сложнее, чем за федеральными и региональными органами. Если же в тендерах участвуют несколько организаций, то это скорее всего для вида, чтобы создавалась видимость конкуренции, добавляет аналитик.
Аудиторы Счетной палаты утверждают, что в случае, если на конкурс заявляется сразу несколько банков, то в борьбе за право обслуживания муниципалитета финансовые организации нередко готовы даже приплачивать. Так, в отчете приводится пример, когда в одном из городов ЯНАО на тендер по оказанию услуг по РКО отдела Пенсионного фонда с ценой контракта в один рубль заявилось три банка. В итоге победил банк, который был готов сам заплатить за право обслуживания расчетных счетов 61 тыс. рублей. Правда, уточняют в Счетной палате, закон не предусматривает отрицательную стоимость контракта, поэтому договор был заключен с ценой в один рубль. «Такие отношения выгодны как самому банку, который получает некоторые преференции в этом регионе, а также ликвидность в виде вкладов от муниципалитетов, пусть даже и краткосрочных, так и муниципалитетам, которым не нужно платить лишние деньги за расчетно-кассовое обслуживание. Сумма контракта является чисто символической», – говорит Нарек Авакян.
Представитель Райффайзенбанка Константин Шарифуллин считает, что подобные госконтракты интересны тем банкам, которые нуждаются в привлечении пассивов, пусть даже краткосрочных или среднесрочных. «Однако для банков, не испытывающих острой потребности в пассивах, привлекательнее участвовать в тендерах на кредитование муниципалитетов, которые проводятся в рыночных условиях. В них приоритет действительно отдается банку, который предлагает самые выгодные условия», – говорит банкир. Но в целом, как рассказал анонимный банковский источник, участие в тендерах на обслуживание муниципалитетов имеет больше минусов, чем плюсов. «Это низкая маржа, отсутствие комиссий и повышенные обязательства как при оформлении документов, так и при дальнейшем обслуживании. Возникает вопрос – стоит ли полученная доходность и возможность пользоваться бесплатной ликвидностью этих затрат?» – задается вопросом представитель банка. Между тем, как сообщила первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, в течение прошлого года, к примеру, сумма остатков средств федерального бюджета на счетах доходила до двух трлн рублей.
По мнению экспертов, тендеры на финансовое обслуживание муниципалитетов можно сделать честными и прозрачными, урегулировав законодательство и введя строгий надзор над деятельностью муниципальных властей, чтобы искоренить коррупцию.