Треть россиян, занимавших в долг у банка, больше не собирается брать кредиты. При этом половина наших соотечественников вообще не имеет опыта банковского кредитования. К такому выводу пришли социологи Национального института финансовых исследований (НАФИ) в ходе масштабного опроса, проведенного в октябре этого года.
Согласно результатам опроса, половина респондентов (51%) ни разу в жизни не брала кредиты в банках. Неохваченными оказались либо низкодоходные группы населения, которым кредит недоступен, либо респонденты с высоким уровнем заработка, которым кредиты не нужны. Чаще всего заемные средства недоступны жителям сел и малых городов (с численностью населения менее 100 тыс. человек), а также молодежи в возрасте от 18 до 24 лет и представителям старшего поколения (от 60 лет).
Основными причинами недоступности кредитов, по словам финансистов, являются низкие доходы или невозможность их подтверждения (при «серых» схемах получения зарплат). В таких случаях люди просто не решаются обратится в банки. Хотя сейчас у многих кредитных организаций появляются предложения по экспресс-кредитованию, в рамках которого кредиты могут быть выданы по паспорту.
По мнению директора Центра маркетинговой стратегии и исследований ВТБ24 Дмитрия Лепетикова, в нашей стране очень высок потенциал развития розничного кредитования. Резервов для займов и возможностей нести процентные расходы у населения еще достаточно много. При этом потребительские кредиты пока не стали непосильным бременем для россиян.
Две трети респондентов, имеющих опыт банковского кредитования (42%) или пытавшихся оформить кредит, но не получивших его (6%), намерены кредитоваться и в дальнейшем. «Если говорить о кредитах наличными, то в январе-сентябре наибольшим спросом у заемщиков пользовались кредиты от 50 до 100 тыс. рублей, – говорит директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков. – Число кредитных историй физлиц, получивших займы на эти суммы, с начала года возросло на 50%».
При этом, по данным НАФИ, среди потенциальных заемщиков больше россиян в возрасте от 25 до 34 лет, активных пользователей Интернета, респондентов со средним и выше среднего уровнем дохода, а также жителей крупных и средних городов.
«Отказ по кредиту в том или ином банке чаще зависит не от вида кредитования, а от кредитной истории и оценки платежеспособности заемщика, – отмечает директор департамента продаж и продуктов РОСГОССТРАХ Банка Вилен Ли. – Банки стараются максимально снизить риски, поэтому любая отрицательная информация о вас может повлиять на решение о выдаче кредита».
Поводом для отказа могут стать:
-испорченная кредитная история;
-непрохождение процедуры скоринга;
-недостаточный уровень дохода;
-указание заведомо ложных данных в анкете;
-несоответствие стажа или возраста гражданства условиям программы;
-отсутствие регистрации в регионе выдаче кредита;
-случайное попадание в базу неплательщиков;
-отказ передавать данные о себе в Бюро кредитных историй;
-неопрятный внешний вид.
Что касается программ кредитования, то в рамках каждой из них уровень отказов может оказаться высоким, если в банк будут обращаться заемщики, не подпадающие под ее условия: пакет документов, наличие поручителей, залога, возраст и другое. Поэтому, чтобы избежать отказа, финансисты советуют внимательно изучить условия программы, в рамках которой планируется взять кредит. Возможно, с учетом предварительно проведенной оценки собственной платежеспособности, стоит обратить внимание на другую программу кредитования, шансы по которой будут более высоки, отмечают представители банков.
Между тем, как выяснили социологи, треть россиян, хотя бы раз оформлявшая кредит в банке, больше не собирается обращаться за заемными средствами. По словам директора по коммуникациям НАФИ Юлии Барабановой, часть россиян уже успела решить свои задачи, воспользовавшись банковским кредитом, поэтому потребности в заемных средствах на момент опроса у них не было. «Часть населения, возможно, оформив кредит, еще продолжает его выплачивать и в связи с этим не планирует увеличивать свою текущую кредитную нагрузку, – продолжает она. – Есть среди опрошенных и те, у кого был негативный опыт кредитования (не справились с выплатами, имели просрочки платежей), что сдерживает их от подобного опыта в будущем».
О негативном опыте говорят и финансисты. По их мнению, клиенты не всегда проводят тщательный анализ кредитных предложений на рынке и иногда выбирают не самые привлекательные. Зачастую неверно оценивается заемщиками и их платежеспособность, а выплата долга по тем или иным причинам становится неподъемной. Также многие клиенты допускают просрочки по платежам, просто забывая о своевременной дате оплаты или внося меньшие суммы по ежемесячным платежам, недоумевая позже о возникновении просрочки. «Общение с коллекторами по итогам таких случаев явно не приносит положительных эмоций», – говорит Вилен Ли.