Почту России будут штрафовать за долгую доставку посылок. Министерство связи подготовило законопроект, вводящий штрафы за потерю и задержку посылок, сообщают «Известия». Кроме того предусмотрена полная модернизация почтового ведомства – к 2018 году действующие механизмы обработки и отправки корреспонденции должны пройти комплексное реформирование.
В проекте поправок к закону «О почтовой связи», который подготовило Минкомсвязь, предполагаются административные штрафы за нарушение нормативных сроков пересылки почтовых отправлений. На должностных лиц, виновных в задержке, – в размере от 500 до 1000 рублей, на юридических лиц – от 5000 до 10 000 рублей. Согласно действующему законодательству, за нарушение сроков доставки предусмотрена неустойка в размере 3% от стоимости услуги за каждый день задержки, но не более оплаченной стоимости тарифа.
Кроме того, предусматривается наказание за потерю регистрируемых почтовых отправлений. Штраф для должностных лиц составит от 1500 до 5000 рублей, для компаний – от 5000 до 10000 рублей. Сейчас в случае утраты или порчи регистрируемых почтовых отправлений (без объявленной ценности) клиент может потребовать возмещение в двукратном размере суммы тарифной платы.
По данным Минкомсвязи, 40% жалоб населения в Роскомнадзор связаны с работой Почты России. В прошлом году поступило почти 19 тысяч жалоб и обращений, что на четыре тысячи больше, чем годом ранее. Также по результатам прошлого года Роскомнадзором было составлено более 28,5 тысяч протоколов об административных правонарушениях (на 10 тысяч больше, чем в 2010 году) на общую сумму 101,5 млн рублей. Кроме того, увеличилась сумма штрафных санкций – с 77,5 тысяч рублей в 2009 году до 7,9 млн рублей – в 2011-ом.
«Поскольку Почта России – это федеральное госпредприятие, то его собственник в лице Минкомсвязи имеет полное право устанавливать нормативы качества работы и вводить санкции за их нарушение», – говорит директор Гильдии маркетологов Игорь Березин. По его словам, штрафы за нарушение сроков и потерю посылок должны быть чувствительными для сотрудников и их руководителей, и тогда это станет хорошим стимулом для повышения качества работы почтового ведомства.
Однако, несмотря на растущее недовольство со стороны клиентов, услугами Почты России продолжают пользоваться большинство граждан и компаний. Почтовое ведомство обладает самой широкой сетью в стране – более 40 тысяч отделений (для сравнения, у Сбербанка их около 20 тысяч). В небольших городах и на удаленных местностях это, как правило, единственный источник почтовой связи. Кроме того, почта обязана работать не только на самых рентабельных маршрутах (как это делают частные посылочные компании), но и на убыточных. При этом услуги Почты России дешевле, чем у частных операторов.
«Например, компания Pony Express за отправку письма из Москвы в Санкт-Петербург взимает 260 рублей, а Почта России – всего 15 рублей 34 копеек», – рассказывает эксперт «Инвесткафе» Анна Кокорева. Стоимость услуг Почты России – это не единственное преимущество, отмечает аналитик. «На сегодняшний день Почта России предоставляет широкий перечень услуг от отправки письма до осуществления денежных переводов, – говорит Анна Кокорева. – Для среднестатистического россиянина очень удобно в одном месте оплатить коммунальные услуги, отправить письмо и получить пенсию».
По словам директора по связям с общественностью интернет-магазина KupiVIP Анны Золиной, иногда доставка посылок, отправленных с помощью Почты России, задерживается. «В этом случае клиенту все равно, по чьей вине произошла задержка», – говорит она. Поэтому урегулированием данного вопроса интернет-магазин занимается самостоятельно. «В рамках работы с Почтой России оговорено определенное количество задержанных посылок, на которые мы даем согласие, – отмечает Анна Золина. – Исходя из этого количества мы закладываем определенные бюджет на компенсационные бонусы для клиентов». При этом, несмотря на возникающие сложности, почта продолжает оставаться основным стратегическим партером интернет-магазина.
К 2018 году, согласно законопроекту, почтовую сеть ожидает полная модернизация. Минкомсвязь прописало комплексное реформирование существующей системы с внедрением информационных технологий на всех этапах обработки почтовой рассылки. Главная задача реформы – сокращение сроков доставки почтового отправления в пределах города до одного дня. Кроме того, законопроект предусматривает монополию «Почты России» на рынке подписки. Документ планируется представить к рассмотрению в Госдуме в декабре.