Накопительную часть пенсии могут сократить до 2%. Такая мера рассматривается в рамках грядущей пенсионной реформы. Нововведение, впрочем как и вся стратегия развития пенсионной системы, находится на общественном обсуждении. На внесение последних корректировок отведено всего два месяца – необходимые подзаконные акты для реализации реформы должны быть подготовлены уже к 15 декабря.
Стратегия развития пенсионной системы до 2030 года, представленная на днях на рассмотрение президенту страны, содержит много инновационных предложений – в том числе и реформирование накопительной пенсии. На данный момент, по словам заместителя министра труда и социальной защиты России Андрея Пудова, рассматривается вопрос о том, чтобы урезать накопительную часть с нынешних 6% до 2%, направив оставшиеся 4% в пользу солидарной пенсии. «Дальше застрахованное лицо вправе самостоятельно выбрать, оставить ли эти два процента в рамках накопительной системы или также перечислить их пользу государственной пенсии», – пояснил заместитель министра.
Кроме того, обсуждается поэтапный перевод накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в добровольную либо в систему негосударственного пенсионного обеспечения. При этом, как отмечает Андрей Пудов, все сформированные в рамках накопительной программы права сохранятся и будут реализовываться в установленном порядке, а уже сделанные накопления не пропадут.
«Мы не собираемся изымать пенсионные накопления, – пообещал председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов. – Они будут реформированы. Мы повысим их эффективность, переведем в корпоративную добровольную систему накопления и усилим государственный контроль». По его словам, реализация пенсионной реформы позволит сделать накопительную часть более гибким инвестиционным инструментом. В том числе за счет допуска к длинным деньгам страховых компаний и банков (сейчас управлять накопленными средствами могут только УК и НПФ).
Замена обязательной накопительной части добровольными пенсионными взносами граждан равнозначна ее полной отмене, считают в НПФ «Норильский никель». В фонде отмечают, что по сути произойдет возврат к «советской» распределительной системе, при которой стаж и заработная плата каждого работника практически не влияли на размер пенсии.
В конечном счете, пенсионная реформа будет предусматривать трехуровневую модель, состоящую из трудовой (государственной), корпоративной и частной пенсии. Государственная пенсия сформируется благодаря страховым взносам и межбюджетным перечислениям из федеральной казны. Именно за счет этого уровня и должен обеспечиваться приемлемый коэффициент замещения утраченного заработка (до 40%). Правда, для получения максимального коэффициента замещения придется проработать как минимум 40 лет – в противном случае выплаты окажутся гораздо меньше.
Заботы о корпоративной пенсии лягут на плечи работодателя. Принять участие в ее формировании может и сам работник на основании индивидуального трудового или коллективного договоров, либо отраслевого тарифного соглашения. Это обеспечит еще до 15% от утраченного заработка. И третий уровень – частная пенсия – будет зависеть только от будущего пенсионера (самостоятельные накопления по аналогии с ныне действующей программой софинансирования, а также те самые 2%, которые по желанию застрахованных останутся от накопительной части). В итоге частная пенсия сможете принести еще до 5% утраченного заработка.
Таким образом в идеале, выходя на пенсию, россияне смогут рассчитывать на выплаты в размере до 70% от привычного заработка. К слову, сейчас коэффициент замещения находится на уровне 36,2% (2002 год – 34%, 2007 год – 25%).
«Предложенная стратегия – это точка зрения той части правительства, которая ставит решение сиюминутных задач выше среднесрочных перспектив, не говоря уже о перспективе до 2030 года, – считает исполнительный директор НПФ «Образование» Алексей Филиппов. – Она понятна – дефицит пенсионного фонда надо покрывать, и этот дефицит есть уже сегодня. Однако проблема достаточности средств для достойной пенсии этим не решается. И необходимо учитывать не только экономические факторы».
По его словам, формирование пенсионного капитала – это вопрос уверенности человека в завтрашнем дне, проблема стабильности государственной политики в пенсионном вопросе. «Только спустя 10 лет россияне стали привыкать к мысли, что пользоваться услугами негосударственных пенсионных фондов – это необходимость и благо, – говорит Алексей Филиппов. – Таким решением власти перечеркнут все достижения НПФ последних лет, и в результате Россия откатится на несколько лет назад в пенсионном вопросе».