Половина россиян считает, что их права на рынке финансовых услуг не защищены. При этом подавляющее большинство соотечественников (91%) признаются, что не знают, какие именно организации в России могут помочь им в проблемных ситуациях. К такому выводу пришли эксперты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) в ходе всероссийского опроса, результаты которого были опубликованы вчера.
Согласно опросу НАФИ, каждый десятый респондент не может определить, насколько защищены его права на рынке финансовых услуг. Защищенными чувствуют себя чуть более трети россиян (38%). Из них всего 4% отмечают, что уверенны в полной безопасности. Наиболее оптимистична в этом вопросе молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. При этом только 9% населения знают, какие именно организации занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке. Самыми просвещенными оказались россияне в возрасте от 25 до 34 лет. Остальные признались, что не ориентируются в данной проблеме.
Большинство проинформированных в вопросах защиты прав потребителей правильно называют организации, уполномоченные оказывать поддержку в этой области. К ним относятся Роспотребнадзор и Общество защиты прав потребителей. Помимо этого россияне считают, что права потребителей на финансовом рынке защищают и такие государственные органы, как суды, прокуратура, полиция и другие. Некоторые наделяют функциями защиты потребителей страховые компании, трудовую инспекцию или профсоюзы. Изредка россияне ждут поддержки и защиты своих прав от самого банка, коллекторов или омбудсмена.
Жители Москвы и Санкт-Петербурга ощущают себя наиболее защищенными (57% против 38% в целом по России) и максимально информированными в вопросах защиты прав потребителей финансовых услуг (20% против 9% по стране).
По данным Роспотребнадзора, в прошлом году центральный аппарат и территориальные органы ведомства получили более 22 тыс. жалоб в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и в сфере потребительского кредитования, причем половина из них – письменные.
«Результаты исследования показали низкий уровень информированности россиян об институтах, защищающих их права, а также высокую степень неуверенности и незащищенности на рынке финансовых услуг, – говорит генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева. – Данная ситуация говорит о неэффективности сложившейся системы защиты прав потребителей финансовых услуг и острой необходимости ее совершенствования. Очевидно, что данная область чрезвычайно важна для дальнейшего развития рынка финансовых услуг, повышает доверие потребителей к финансовой системе, способствует прозрачности и стабильности финансовых рынков».
Напомним, что в сентябре 2010 года по инициативе Ассоциации региональных банков были утверждены «Положение об общественном примирителе на финансовом рынке (финансовом омбудсмене)» и «Регламент общественного примирителя на финансовом рынке (финансового омбудсмена)». На защиту банковских клиентов встал экс-депутат Госдумы Павел Медведев. До недавнего времени именно он наряду с Роспотребнадзором и Обществом защиты прав потребителей занимался урегулированием финансовых споров, в том числе между кредитными организациями и недовольными клиентами.
Сталкиваясь с финансовыми проблемами, люди в первую очередь думают о том, как вернуть свои деньги. Поэтому за помощью в сложных ситуациях обращаются только в те организации, о работе которых хорошо знают. К сожалению, Роспотребнадзор к таковым, общеизвестным и доступным, не относится. Многие, особенно те, у кого нет доступа в Интернет, просто не знают, по каким телефонам и адресам обращаться. Главная проблема в этом случае – элементарная неосведомленность. В последнее время за помощью к уполномоченному по правам человека очень часто обращаются вкладчики финансовых пирамид, обманутые дольщики и банковские заемщики, пострадавшие от незаконных действий коллекторов. Также среди обратившихся есть много россиян, которые в свое время не очень внимательно читали условия кредитного договора и теперь не согласны с начисленными процентами и штрафами.