Крупнейшая социальная сеть мира Facebook может стать еще ближе к людям. Собственники компании всерьез задумалась об IPO, они уже отправили заявку на проведение первого публичного размещения акций в американскую комиссию по ценным бумагам и биржам. Аналитики 116Dengi.ru рассуждают о перспективах покупки акций соцсети.
Марк Цукерберг решил выставить свое детище – социальную сеть Facebook – на продажу. Из проспекта к IPO следует, что компания планирует привлечь пять миллиардов долларов в ходе первого публичного размещения акций. Но если инвесторы проявят должное внимание к подготовке IPO, эта сумма может быть увеличена вдвое, считают некоторые аналитики.
Кто из владельцев компании продаст свои акции, и на какой бирже будет происходить размещение ценных бумаг, пока неизвестно. Под завесой тайны остается и ценовой диапазон продажи акций популярной социальной сети. Известно лишь то, что акционеры Facebook планируют получить оценку стоимости на IPO в 75-100 миллиардов долларов. С такими организаторами размещения, как Morgan Stanley, JP Morgan, Goldman Sachs, Bank of America Merrill Lynch и Barclays Capital, эта цель кажется вполне достижимой.
Пока первичное размещение акций Facebook остается уравнением с множеством неизвестных. Успех IPO будет зависеть от конкретных показателей (количество пользователей, прибыль компании и др. – Прим. ред.), сложившихся на момент размещения.
«Как и «Яндекс», Facebook стал стандартом для отрасли и, что немаловажно, востребованной площадкой для зарабатывания денег. Сегодня реклама в поисковых и социальных сетях становится определяющим фактором развития целого ряда сервисов», – рассказал корреспонденту 116Dengi.ru начальник управления развития клиентов компании «БКС» Алексей Бушуев. Он напомнил, что недавно прошло довольно успешное размещение компании Zynga, которая создает приложения для Facebook. «Думаю, что это был пробный шаг и для рынка, и для эмитента, – отметил эксперт. – Спрос есть. Вопрос: что будет дальше?»
Zynga – американский разработчик онлайновых игр. Компания была основана в июле 2007 года. А уже в декабре 2011 года Zynga провела первичное размещение акций на бирже NASDAQ, в ходе которого привлекла около миллиарда долларов США. Размещение, прошедшее по верхней границе объявленного диапазона, стало самым крупным для интернет-компаний после IPO компании Google.
По словам эксперта, наблюдатели справедливо отмечают самый маленький среди гигантов IT-отрасли доход на одного зарегистрированного пользователя Facebook. Но пока социальная сеть приносит доходы, интерес к ней не спадет, считает он. Добавим, что при этом актуальными остаются рыночные риски.
«Сегодня рынок переполнен деньгами. При развитии кризиса он может схлопнуться, – рассказал Алексей Бушуев. – Первыми жертвами кризиса, как правило, становятся именно новые эмитенты, в особенности компании, специализирующиеся на высоких технологиях. По IPO Facebook пока не понятна цена размещения. Риски остаются довольно высокими. Спекулятивно имеет смысл покупать в первые часы и продавать при росте».
Управляющий директор ЗАО УК «Агидель» Виктор Тунев считает, что, выбирая лучшее время для продажи, IT-компании должны ориентироваться на два основных фактора. Во-первых, им нужно избегать распродажи на рынке акций. «Сейчас американские акции показывают неплохой рост и подходят к предыдущим максимумам», – отмечает он. Во-вторых, нужно выбирать момент, когда компания оправдывает ожидания инвесторов, а именно показывает рост числа пользователей, подкрепленный ростом финансовых показателей, и ожидания дальнейшего роста подкрепляются текущими результатами.
Фото: Фото с сайта Sociable360.blogspot.com