Хотите менять валюту по курсу, максимально приближенному к ММВБ? Получать по своим вкладам высокую доходность, которую банк предлагает только вам? Или – завести секретаря, готового консультировать вас 24 часа в сутки, заказывать для вас обеды в ресторане и бронировать авиабилеты? Нет ничего невозможного в стремительно набирающем популярность сегменте Private Banking. А это означает, что банк готов будет исполнять даже не вполне традиционные для банковских клиентов желания.
Об услугах, которые финансовые организации обычно не афишируют, корреспонденту 116dengi в эксклюзивном интервью рассказывает директор отметившего недавно год с момента основания офиса ВТБ24 Private Banking в Казани Марат Аскаров.
– Марат Шамилевич, в чем основное отличие Private Banking от привычного банковского обслуживания?
– В Private Banking наши взаимоотношения с клиентом выстраиваются в ином качестве, на более высоком уровне доверия. Причем обслуживается не только сам состоятельный клиент, но и члены его семьи. Для многих это очень важно. Кредитно-финансовое учреждение становится, если хотите, «частным семейным банкиром». И готово оперативно обслужить VIP-клиента, удовлетворив его запросы по максимуму. Даже если они окажутся непрофильными для банка. Например, подыскать хорошего юриста, преподавателя или даже организовать индивидуальную экскурсию в «Эрмитаж».
– А какие преференции клиент получает именно по банковским услугам?
– В ВТБ24 Private Banking мы предлагаем такой же пакет услуг, что и частные швейцарские банки. В частности, клиентам предоставляется возможность пользования премиальными банковскими картами с высоким кредитным лимитом и расширенной страховкой. Кроме того, для VIP-клиентов предлагаются вклады с повышенной доходностью, брокерское и доверительное обслуживание, курс обмена валют с минимальной разницей от ММВБ. Клиенты могут воспользоваться круглосуточной помощью консьерж-сервиса (услуга, уже упомянутая в предыдущем ответе: фактически банк предоставляет VIP-клиенту круглосуточного секретаря, который способен, помимо оказания банковских услуг, решать непрофильные вопросы, например, бронировать билеты на самолет или заказывать обед в ресторане. – Прим. авт.). Также наши специалисты оперативно решат проблемы с заблокированными карточками, даже если вы использовали банкомат не нашего банка или находитесь в другой стране.
– И какова «цена вопроса»?
– Клиентом ВТБ24 Private Banking может стать любой человек, планирующий разместить в банке от 15 миллионов рублей или эквивалент в валюте и готовый платить за данный сервис. Годовая плата составляет 75 тысяч рублей.
– Какое количество VIP-клиентов обслуживается в вашем офисе?
– На сегодняшний день у нас обслуживается около 90 человек. Это хорошие показатели, но мы продолжаем развиваться. Тем более что Татарстан – финансово активный регион с развитым бизнесом. А значит люди, работающие в этом секторе, являются нашими потенциальными клиентами.
– И как привлекаются новые клиенты в Private Banking?
– Это очень хороший вопрос. Вы, наверное, обратили внимание, что на здании нашего офиса нет «кричащих» огромных вывесок. Мы немного и нечасто печатаем рекламные материалы. И это неслучайно. В работе мы придерживаемся тезиса «деньги любят тишину». У нас в офисе вы никогда не встретите «случайных прохожих», не столкнетесь неожиданно для себя с кем-либо. Мы к этим вопросам очень трепетно относимся. Поэтому наш круг клиентов расширяется в основном по рекомендациям тех, кто с нами уже работает. Таким образом, мы несем ответственность не только перед новым клиентом, но и вдвойне перед тем, кто его к нам привел. Это очень большая ответственность. И чтобы оправдать такое доверие, мы делаем для них все возможное и невозможное – обеспечиваем максимальный сервис и качество услуг.
– Можете ли как-то обрисовать типичный портрет пользователя этих услуг в России?
– Сложно нарисовать какой-то собирательный образ нашего клиента, но если попытаться это сделать, то вот основные характеристики. Это люди в возрасте 30-60 лет с высоким и стабильным ежемесячным доходом. Как правило, владельцы и топ-менеджеры российских и международных компаний, крупные специалисты политических, властных и культурных элит. Это могут быть и те, кто готов минимизировать временные затраты, кто хочет получать персональный сервис и внимательно относится к советам и рекомендациям в предложении уникальных услуг, сервисов и продуктов.
По моим наблюдениям, статусные клиенты – это абсолютно разные интересные люди, с которыми очень приятно общаться. Многие создали свой капитал огромным трудом. Как правило, они хорошо разбираются в людях и тщательно подбирают финансовые продукты.
– А как эта банковская услуга появилась в России?
– В Европе Private Banking имеет уже двухсотлетнюю историю. В России же услуга начала формироваться только чуть более 10 лет назад. С конца 90-х годов все, что связано с услугами luxury, VIP, в российских реалиях стало очень модным, следовательно, востребованным. Это касалось уютного дома, выбора драгоценностей, машин и в конце концов банкира. Иметь персонального банковского менеджера не только модно и удобно, но и даже выгодно – это стало понятно большинству российских VIP-клиентов.
– А выгоден ли Private Banking для самих банкиров?
– Безусловно выгоден. В Private Banking банк зарабатывает на предоставлении тех же услуг, что и в обычном сегменте. К примеру, на привлеченных депозитах. Если клиент состоятельный, значит высок и оборот его средств, в выигрыше будет и сам банк.
– Раз это прибыльно, значит многие отечественные банки занимаются сейчас Private Banking?
– Да, уже многие. Но тут есть свои нюансы. Пока рынок Private Banking в России находится в начальной стадии развития. И на данный момент у каждого отечественного банка, либо другой организации свои критерии определения VIP-клиента. А значит, количество оказываемых услуг для них может существенно разниться.
– Какие перспективы развития Private Banking в стране?
– В последние два года наметилась явно положительная тенденция: рынок Private Banking растет на 30-50% в год. И в ближайшем будущем эта тенденция должна сохраниться. Тем более что экономика страны уже несколько лет находится в состоянии устойчивого подъема, следовательно, обеспеченных и даже богатых россиян становится все больше. А с увеличением их количества от банков требуется совершенствование продуктовой линейки, расширение сервисных возможностей. Private Banking постепенно начинает превращаться из весьма экзотичного направления банковского бизнеса в важную составляющую функционирования финансовых институтов. Сегодня Private Banking становится одним из перспективных сегментов банковского бизнеса.