Исламизация наступает. Самая быстроразвивающаяся религия на планете, запрещающая ссудный процент, парадоксально быстро и успешно продвигает свои банки по всему миру. Банкинг по канонам шариата уже признал действующим ряд стран Европы и США. На очереди, возможно, и Россия. Большинство экспертов считает, что бояться пришествия полумесяца не стоит. Классические и исламские банки в нашей стране вполне могут дополнять друг друга.
Старые традиции на новый лад
В его современном виде исламскому банкингу чуть больше 30 лет. Но за столь короткий срок исламские финансовые институты успели добиться серьезных результатов. По информации ведущей мировой аудиторской компании KPMG, в настоящее время они ведут свою деятельность в 75 странах мира. В том числе и в Великобритании, Германии, Бельгии, США. Ежегодный рост объема активов исламских финансов в мире составляет 15%. Ожидается, что к 2015 году он составит 2,5 трлн долларов.
Напомним основное отличие банка, соблюдающего каноны ислама, от классического. Ему запрещено заниматься ростовщичеством (риба), т.е. брать ссудный процент. Поэтому исламский банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную. Он заранее открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков, и этими деньгами банк финансирует заемщиков, как правило, предпринимателей. Однако вместо традиционного процента клиент делит полученную прибыль с банком, а тот, в свою очередь, с вкладчиком.
Правда, соблюдается принцип: вознаграждение банка или вкладчика не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса. Но кредитоваться могут только те проекты, которые не противоречат законам шариата. В частности, запрещены вложения в производство алкоголя, продажу свинины, азартные игры, спекуляция на бирже. Список достаточно простой и понятный. Все, что в него попадает, можно смело назвать соответствующим исламским канонам, а значит, и подходящим объектом вложений.
Россия с ликом полумесяца
Президент РТ Рустам Минниханов считает, что в России достаточно отраслей, в которые можно вкладываться в соответствии с канонами ислама: «В России развиты многие отрасли реальной экономики, угольная, нефтеперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, машиностроение. Все это соответствует шариату. Поэтому Россия может стать со временем одним из ключевых игроков на рынке исламских финансов».
Уверен в перспективности России для исламских финансов и член британских лордов лорд Мохамед Ильтаф Шейх. «Россия не должна бояться исламского бизнеса. Ведь никто не собирается заставлять людей носить хиджабы. Принципы ведения бизнеса по шариату уже берут на вооружение в Великобритании, Франции. И это только помогает развивать экономику этих стран».
Еще один британский подданный лорд Назир Ахмед считает, что связующим мостом между крупнейшими исламскими странами и Россией может стать именно Татарстан. «Тут уже заложены основы для дальнейшего становления халяльного производства. Начинают внедряться инструменты исламского финансирования».
Правда, многие эксперты признаются, что не все проходит гладко. Существуют законодательные преграды, с которыми могут столкнуться исламские банки.
Правда, по словам руководителя центра повышения финансовой грамотности населения «Знак» Дилюса Шавалиева, законы всегда можно переписать. Очевидно, в российском правительстве пока нет единого мнения насчет того, как и в какой форме запускать исламский банкинг в стране. «По моему мнению, этот вопрос лежит в области внешней и национальной политики. Исламский банкинг нужен российской экономике как дополнение к несовершенным инструментам западной финансовой модели. Чтобы вложения принесли исламскому инвестору прибыль, он должен зайти в проект как минимум на несколько лет. Но в России для этого пока слишком высоки риски. А вот в Европе, особенно в спокойной, консервативной и законопослушной Англии, они низкие – именно поэтому львиная доля исламских финансов размещается, как ни странно, именно там».
Президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков предполагает, что ряду исламских инструментов можно работать даже в нынешних законодательных реалиях. Они вполне могут быть адаптированы к рынкам венчурного финансирования, небанковского кредитования, микрофинансирования. «Правда, небольшая часть компаний может столкнуться с налоговыми проблемами. Сейчас перед нами стоит задача – сделать так, чтобы эти инструменты не стали способом ухода от налогов для недобросовестных участников рынка».
Дело в том, что исламские финансовые продукты с налоговой точки зрения слабо отличимы от нефинансовых сделок (купли-продажи), ведь в них нет процентов: например, вместо кредита мурабаха (купля-продажа в рассрочку). Следовательно, немедленно возникает НДС и база по налогу на прибыль (доход).
По мнению заместителя руководителя АК «Полис Консалтинг» Андрея Волошина, важно, чтобы исламский банк в России действительно работал по мусульманским канонам. Отличался от обычной кредитной организации не только наличием молельной комнаты. «Скорее всего, интерес к такому виду банков будут проявлять жители национальных республик. Для остальных регионов это будет что-то слишком диковинное. Но в любом случае такой финансовый институт нужен как альтернатива».