Банкам разрешат не хранить свои документы в бумажном виде, а иметь только электронные оригиналы. Столь радикальные нововведения предполагают поправки в законы «О банках и банковской деятельности» и «Об архивном деле в Российской Федерации», которые рассматривают сейчас депутаты Госдумы. Банкиры поддерживают отмену бумажного документооборота, а независимые эксперты отмечают, что с переходом на электронный необходимо будет ужесточать требования к защите частной информации.
В случае принятия парламентариями законодательных изменений банкам разрешено будет выбирать между бумажным и электронным документооборотом. Окончательный список документов, которым не понадобится бумажный носитель, сформирует и утвердит Центробанк через 180 дней с момента принятия поправок. Одновременно предлагается расширить понятие «архивного документа», которым станет считаться не только материальный, но и электронный носитель с зафиксированной на нем информацией.
По мнению начальника службы информационной безопасности «Абсолют Банка» Павла Ложкина, если говорить о законе в целом – то он очень интересный и оценивается весьма положительно. «Закрепляемые в нем нормы позволят банкам предлагать клиентам более интересные условия обслуживания, возможно сокращение необходимых визитов в банк, еще большую часть операций станет возможно проводить дистанционно. Кроме того, появляется возможность сократить часть издержек банка и упростить документооборот.
Сейчас, по словам вице-президента, заместителя директора операционного департамента ВТБ24 Валерия Мендуса, затраты на хранение документов в банке в бумажном виде составляют более ста миллионов рублей в месяц без учета затрат на логистику документов, затрат на организацию собственных архивов, а также затрат на расходные материалы. Хранение документов в электронном виде может снизить хозяйственные издержки.
«В то же время мы взвешенно подходим к отказу от бумажного хранения тех или иных видов документов с учетом требований регуляторов и действующего законодательства. Например, позиция ФСФР и ЦБ в настоящий момент, что любые документы, являющиеся основанием для перехода прав собственности, должны фигурировать исключительно в оригинале», – отмечает г-н Мендус.
Между тем независимые эксперты рынка считают, что с переходом на электронный документооборот необходимо будет ужесточать требования к защите частной информации. Так как «электронка» более уязвима. Электронные базы данных банка подвержены хакерским атакам.
Кроме того, специалисты предполагают, что в случае принятия предложенных поправок ЦБ должен будет хранить резервные копии у себя, чтобы избежать уничтожения банковской документации в случае отзыва лицензии у того или иного кредитного учреждения. Для этих целей регулятору придется прямо или косвенно участвовать в создании резервного хранилища информации, куда российские банки должны будут направлять копии своей электронной документации. Однако создание подобного сервера является делом весьма затратным, сопоставимым с расходами на бумажный оборот всех российских банков.
«С точки зрения надежности переход на электронный документооборот и ведение электронных архивов не несет за собой больших рисков, например, потери информации или каких-то иных рисков, чем при бумажном документообороте, – считает г-н Мендус. – Риски минимизируются путем использования средств архивирования и восстановления данных, а также за счет создания резервных центров обработки данных. Не стоит забывать, что риск потери бумажных документов также существует, например, сгорел архив, либо документы пришли в негодность из-за затопления или просто утеряны».
По словам г-на Ложкина, пока нет никаких подзаконных актов, четко регламентирующих действие новой нормы, и это позволяет по-разному трактовать закон. Поэтому при внедрении новых услуг банкам нужно будет внимательно отслеживать судебную практику и появление новых норм, регулирующих этот вопрос.